gorojanin_iz_b (gorojanin_iz_b) wrote in foto_history,
gorojanin_iz_b
gorojanin_iz_b
foto_history

Categories:

Петра в проекте и исполнении



История открытия города идумеев, набатеев и римлян Петры чрезвычайно короткая.

Считается, что скальный город открыл в 1812 году и явил миру в книге Travels in Syria and the Holy Land 1822 года выдающийся швейцарский востоковед Иоганн Людвиг Буркхардт (Johann Ludwig Burckhardt, 1784–1817). Пробыл несколько часов, после чего был вынужден маскироваться и ретироваться, чтобы местные не заподозрили в нем неверного - охотника за священными сокровищами и не убили. Я в книге ничего интересного не нашел, единственный достойный факт - схема мавзолея-храма Эль-Хазне, соответствующая реальности, из чего ясно, что как минимум к 1822 году этот объект был сделан. Кто хочет, смотрите, что еще есть примечательного в книге - описание Петры со страницы 418. Этот же исследователь в 1813 году открыл великий комплекс Абу-Симбел, но с этим объектом вышел анекдот: его не видел даже великий Шампольон с командой художников-графиков в 1828-29 годах, до 1850 года колоссы вообще были погребены песком, а когда ученые откопали объект, на нем открылись надписи строителей 1800-х - 1830-х годов на европейских языках...

Главный свидетель Петры - выдающийся шотландский художник и популяризатор древней истории Дэвид Робертс (David Roberts, 1796-1864), путешественник по Египту в 1838 и Ближнему Востоку в 1839 годах, чье наследие, 250 литографий в шести томах, признано лучшим путеводителем викторианской эпохи по древним местам. Несомненный деятель создателей истории, изобразивший проект колоссов Абу-Симбела еще до откапывания их учеными и проект жертвенника Траяна на Филе, который вообще был исполнен по-другому, популяризатор Сфинкса, якобы писавший его с натуры еще до его достройки в начале 1840-х годов...

Насколько Робертс известен своими египетскими литографиями, настолько неведом современным сетевым историкам литографиями Петры, и неспроста. В третьем томе труда The Holy Land, Syria, Idumea, Arabia, Egypt, & Nubia , посвященном памятникам Петры, он фактически сдает создателей истории, зафиксировав эскизы проекта, существенно недоделанного и измененнного строителями памятников в натуре. Любуемся.

Здесь все совсем просто. С памятником у строителей почти полный порядок, не доделали только панель с изразцами при центральной колонне. Зато на дальнем плане объекты вообще не делавшиеся.





Этот объект называется Гробница Урн.



Смортрим первофото и ужасаемся.



Два ряда склепов или гробниц, выложенных кирпичами и блоками без раствора, развалились еще до покрытия твердеющей смесью, но это мелочи. Главное: не выполнен огромный объем фасадных работ. Фасад должен быть вытесан еще на две пятых над увенчанной урной крышей первого уровня, причем под опалубной формой, а его только начали покрывать твердеющей смесью из смесительного цеха на скале. Недоделан даже и первый уровень - ни фронтон, ни антаблемент.



Амфитеатр древних римлян; в Петре стоял их легион.



С самим объектом все в порядке, он уже был в 1839 году. Но гробницы ли, жилища ли над амфитеатром строители делать не стали. Фото 1868 года.





Другой снимок, 1890-х годов.





Упоминавшийся храм Ад-Дэйр.



Не сделаны архитравы с трехъярусным антаблементом на первом уровне, не поставлены скульптуры на постаментах на втором.





Так называемые Коринфские гробницы.



Ну наконец-то! Все, что планировали и что было в эскизе, строители сдали без неделок. Фото католической миссии Стаффордов, возившей воспитанников просвящаться, знакомясь с древностями, 1890-х годов.



Но вмешалась воля прораба, нового как видно, и он начал возводить по левую сторону от фасада гробниц новый храм. В итоге и возвести не успел, и вид испортил. У художника же остался эскиз старого облика, где левая стена свободна, перед ней ничего нет.



Триклиний Баб ас-Сик. На этой скале якобы захоронена Мириам, сестра Моисея.



И опять новый прораб подвел художника.



О проемах молчим - это дело быстрое. Главное: после 1839 года был сделан объект с нишей за обелисками, плюс завершена ближняя гробница первого яруса, в 1839 году не готовая.



Не безупречно сработали строители и на главном храме-мавзолее Петры Эль-Хазне.



Ручей посеред Петры осушили не они, с этим нет претензий. А вот фигуры ближнего плана сделали не по проекту.

Историки считают, что всадники - братья Диоскуры Кастор и Поллукс. С чего - неизвестно. Видимо по аналогии с чем-нибудь.

Левая фигура, видимо Кастор.



Сделали как Дионис на душу положит, сразу обваленную. Пьедестал недолепили.



Правая фигура, видимо Поллукс.



Даже и без Робертса видно, что сделали уродца, и совсем не по проекту. Мы уже видели такое на острове Филе, приличные фигуры на эскизах барельефа Храма Исиды в отчете Комиссии Наполеона и провальное исполнение проекта в натуре, которое пришлось сдалбливать, чтобы не позорить древнеегипетских зодчих.
Трехногая (или пятиногая?) лошадь с человеческими ступнями - еще туда-сюда, а вот где у фигуры руки? И почему она круглая и закутана в тунику как младенец?



Чтоб не было сомнений, что лепили именно сбитую фигуру: волны смеси идут поверх сбитой лошадиной ноги.



По второму ярусу особых замечаний нет, кроме ротозейства прораба.

Смотрим на скульптуры. Предполагается, что вот это бельё, висящее на перекладинах - сбитые скульптуры амазонок, держащих боевые топоры на вытянутых руках.



Смотрим, что было в проекте на левой части толоса - круглого павильона. Явная женская фигура, опустившая руки, спустившая тунику на бедра, держащая левой рукой предмет на плече. Но ротозей вместно проектных скульптур налепил бельё-амазонок с топорами.



Вот так и делается история. В данном случае славного города Петры, о котором вообще нет никаких сведений ни в каких источниках Идумеи, Набатеи и Рима.

Ума и здоровья.

*

Другие материалы о создании истории



Tags: 1830-е, 1860-е, 1890-е, Ближний Восток, архитектура, достояние человечества, живопись, фотографии
Subscribe

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments