Александр Майсурян (maysuryan) wrote in foto_history,
Александр Майсурян
maysuryan
foto_history

Categories:

День в истории. Модели "Кристиан Диор" в хрущёвской Москве


Модели «Кристиан Диор» в Москве 1959 года

Летом 1959 года в Москве случилось несколько знаковых событий, которые оставили заметный след в памяти советских граждан. Одним из них была Американская национальная выставка в парке «Сокольники». Как писала советская печать, в Москве появилась своя «маленькая Америка», на площади в семь гектаров. Выставка работала шесть недель, на ней жители Москвы впервые попробовали пепси-колу и вообще насмотрелись заокеанских «чудес». Прошли также знаменитые «кухонные дебаты» Хрущёва и Никсона.
И другим не менее символическим событием в июне месяце стал показ мод парижского дома «Кристиан Диор» под руководством его главы Ива Сен-Лорана, который прибыл в Москву 10 июня 1959 года. Он тоже привлёк большое внимание общественности. Шоу было срежиссировано до мельчайших деталей. Моделям было запрещено появляться на улицах без соответствующей одежды и макияжа. Их гардероб был тщательно продуман и выверен до мелочей. Багаж был застрахован на сумму в 10 млн. франков. Модели получили подробные инструкции: что говорить, как отвечать на вопросы, как улыбаться. Задача ставилась простая: поразить советских и западных наблюдателей шоу чисто буржуазной роскошью. Например, в зале, где проходил показ мод, изумительно пахло французскими духами — их вылили для «антуража» аж 12 литров! За пять дней состоялось 14 показов, которые посмотрели 11 тысяч зрителей. Каждая из приехавших моделей вышла на подиум 140 раз. Модели фотографировались в ГУМе, в Кремле, на улицах и на колхозном рынке, посетили церковь. Снимал их фотограф Говард Сочурек. Его серия снимков для журнала Life называлась «Модели Dior гуляют по консервативной Москве 1959 года».

Во время посещения ГУМа:













Споры с простыми москвичами на лестнице ГУМа. Что страстно доказывает эта бабушка улыбающимся француженкам? Интересно было бы послушать..





Модели, видимо, по задумке своего шефа, посетили колхозный рынок. Очевидно, контраст со скромно и консервативно одетыми сельскими жительницами должен был оттенить и придать особенно ослепительный блеск парижским нарядам.





















Из-за возникшего вокруг парижанок на рынке ажиотажа потребовалось даже присутствие милиционера:


Разодетые в пух и прах иностранки, судя по всему, не произвели особого впечатления на этого военнослужащего Советской Армии:




«Ах, морячки!»


А этому советскому матросу, кажется, польстило нахождение в таком дамском цветнике

Во время прогулки по Москве и у кремлёвских стен:






На фоне советской экзотики: плакатов и аппаратов с газированной водой.





Надо сказать, что если на Американской выставке откровенная пропаганда буржуазного образа жизни получала хоть какой-никакой отпор, в форме ли «кухонных дебатов» Никиты Сергеевича, или же колючих иронических заметок в советской печати, то в случае с показом мод «Диора» всё прошло без сучка и задоринки, то есть именно так, как и задумывалось западной стороной. А ведь в 30-е годы советские люди снисходительно смеялись над соревнованием в платьях между персонажами Ильфа и Петрова — людоедкой Эллочкой и Вандербильтихой. А Рабиндранат Тагор, посетив Москву в 1930 году, с ноткой восхищения писал: «На улицах Москвы много разного люда. Элегантных людей нет; стоит присмотреться — и увидишь, что праздные люди исчезли бесследно... нигде ни одного франта». А в 1959 году критика в советской печати звучала, но в очень мягких тонах. Например, журнал «Огонёк» 21 июня публиковал статью Т. Троицкой «Париж показывает моды»:


Афиши показа французских мод в Москве. 1959

«На улицах Москвы появились афиши: «Дом мод Кристиана Диора будет демонстрировать коллекцию летних моделей в спортивном клубе «Крылья Советов».
Конечно, женщинами овладело искушение попасть в это святилище соблазнов! Ведь столетиями Париж диктовал половине рода человеческого длину юбок, ширину талии, количество воланов и застёжек. А имя Кристиана Диора связано с целой «революцией» в области туалетов: это он вскоре после войны узкие и очень короткие платья заменил длинными и широкими. Женщины спешно наставляли старые юбки тесьмой и лентами, обновляли гардероб. А Кристиану Диору эти первые модели принесли всемирную славу и, разумеется, деньги. С тех пор художественное ателье на авеню Монтень в Париже стало признанным законодателем мод.
Естественно, что и москвички хотели познакомиться с туалетами знаменитой французской фирмы.
...На подмостках, залитых огнями прожекторов, плавно двигаются манекенщицы. Сидящие в зале смотрят на них очень внимательно: одни мысленно примеряют платья и накидывают на плечи меховые манто, другие стараются уловить и запомнить понравившийся фасон. [...]
— Зачем платья из плотной шерсти так сильно открыты? Ведь это почти сарафан, — говорит одна из женщин, сидящих в зале. — Для нас, северян, это не особенно практично. А летом даже по вечерам будет жарко в таком платье.
— Платья коротковаты, — включается в беседу другая, — полных и низкорослых это вряд ли украсит.
— Ручная вышивка на шёлковом тюле — это, конечно, очень красиво, — замечает третья, — но кто же может позволить себе такую дорогую вещь? [...]
...Показ моделей подходит к концу. Сменяются пышные вечерние туалеты, затканные золотом и серебром, искусственными бриллиантами и изумрудами, отделанные виртуозной вышивкой и кружевами. Девушки за кулисами снимают меха и тюль, драгоценности, цветы и золотые туфли и надевают скромные платья, те самые, в которых обычно ходит большинство женщин Парижа».



А это о правилах поведения моделей в Москве — из инструкции, которая сохранилась в архивах дома «Кристиан Диор»:
«— Никогда не отказывайтесь от первой сигареты, которую вам предлагают. Это одно из правил вежливости.
— Не удивляйтесь, если к вам обратятся на улице с вопросами: откуда вы, были ли вы в СССР до этого, чем вы занимаетесь, каково ваше впечатление от Москвы. Это проявление дружественности со стороны московского населения.
— В особенности не смущайтесь, если прохожие улыбаются или удивляются при вашем виде из-за разницы в поведении и одежде.
— Чаевые для такси: 10%. В остальных случаях оставлять чаевые не принято. Брать их почти всегда отказываются.
— Во время приёмов принимайте алкоголь умеренно, но не отказывайтесь, поскольку не принимать участия в тостах — одно из грубейших оскорблений.
— Тем людям, которые вам понравятся и которые окажут вам наилучший приём, дарите значки, которые вам раздадут заранее.
— Возьмите с собой несколько детективных романов для себя и для подарков служащим посольства.
— Относительно моделей: перед интервью просим вас ознакомиться со специальной инструкцией и перечнем вопросов.
— Женщины ни в коем случае не должны носить брюки. В последнее время в связи с этим было замечено негативное отношение к звёздам кино со стороны населения».
Tags: 1950-е, история CCCР, история Франции, мода, тексты
Subscribe

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments