Александр Майсурян (maysuryan) wrote in foto_history,
Александр Майсурян
maysuryan
foto_history

Categories:

Революция с «Новым Сатириконом» (8). Отставка Милюкова


Рисунок Ре-ми. «Новый Сатирикон», № 16, 1917. «Из хроники несчастных случаев. Милюков: — Какое, однако, чертовски быстрое течение в этих проливах!»

Продолжаем наше путешествие по революции 1917 года вместе с либеральным журналом «Новый Сатирикон».
18 (5) мая 1917 года случилось важное для развития революции событие — в отставку с поста министра иностранных дел России ушёл Павел Николаевич Милюков. Революция заметно сдвинулась в левую сторону... Этому предшествовал апрельский кризис Временного правительства. Начался он так: 20 апреля в газетах появилась нота Временного правительства, в которой подчёркивалась полная верность России союзникам и «всенародное стремление довести войну до решительной победы». Автором ноты сочли министра иностранных дел Милюкова, чья подпись стояла под документом. Вообще, Милюков с самого начала Первой мировой войны неизменно выступал за ведение её «до победного конца» — прежде всего для того, чтобы Россия получила контроль над проливами Босфор и Дарданеллы, соединяющими Чёрное и Средиземное моря. За это Милюков заслужил ироническое прозвище Милюков-Дарданелльский. Позднее он писал: «Меня называли «Милюковым –Дарданелльским» — эпитет, которым я мог бы по справедливости гордиться, если бы в нём не было несомненного преувеличения...»
В апреле Милюков уговаривал Верховного главнокомандующего генерала М. Алексеева немедленно провести операцию по захвату Константинополя. Тот возражал, доказывая, что дисциплина в армии ослаблена и потому десантная операция неминуемо сорвётся. Чтобы убедить в этом настойчивого министра, генерал решил преподать ему «предметный урок». Он приказал провести небольшую высадку — как бы репетицию — на турецком побережье. Однако... войска отказались участвовать в десанте. Только этот обескураживающий результат заставил Милюкова отступиться.
Апрельская нота, выдержанная в прежних ура-патриотических тонах, вызвала гнев солдат столичного гарнизона. Всё их возмущение обратилось против П. Милюкова. В Петрограде начались стихийные солдатские демонстрации. К 16 часам 20 апреля у Мариинского дворца, где размещалось правительство, собралась 15-тысячная толпа. Демонстранты держали плакаты: «Долой Милюкова!», «Долой войну!», «Милюков, в отставку!».


Павел Милюков на трибуне Государственной Думы. 1915 год

Спустя несколько часов начались шествия и под противоположными лозунгами: «Доверие Милюкову!», «Да здравствует Временное правительство!». В этих колоннах шло много офицеров, студентов. С балкона Мариинского дворца к ним обратился П. Милюков. Он сказал: «Видя плакаты с надписями: «Долой Милюкова!», я не боюсь за Милюкова. Я боюсь за Россию». Правительство заявило, что ноту единогласно одобрили все министры, а не один Милюков. Но это не помогло: столица продолжала бурлить; дело доходило до столкновений между демонстрантами. И Милюкову пришлось уйти в отставку... «С чистой совестью могу сказать, — говорил он, — что не я ушёл, а меня ушли».
Тут любопытно, как восприняла этот уход либеральная печать, в лице того же «Нового Сатирикона». По заглавному рисунку видно, что она скорее подтрунивала и посмеивалась над незадачливым кадетским лидером. А резюме этой иронической заметки из № 17 журнала просто и недвусмысленно: «Зашло солнце русского империализма».



Фельетон про Милюкова из № 19, где он жалуется, что в партии у него «все Вольтеры, и ни одного фельдфебеля». Поэтому брать проливы некому...



А это из другого либерального издания, журнала «Бич».


Рисунок Акима Дримбы. «К-Детские игры. Российский аннексионист: — Пистонов не жалеть!»

Ещё более красноречив другой рисунок из «Бича»:


Рисунок Ивана Степанова. «Воля русского народа. Крест на Святую Софию!..».

Заметка Василия Князева (будущего сторонника большевиков) в «Биче»:


«Два выхода.
— Единственный выход из создавшегося положения, это — выход из Черного моря в руках России!
— Вы ошибаетесь, есть ещё выход!
— Какой?
— Из состава министерства!»

Такие дела... В ходе апрельского кризиса революция сделала небольшой шаг вперёд, влево. Характерно, что про участие большевиков в этом кризисе в тот момент никто особо не говорил: они ещё не играли заглавной роли, революция развивалась в силу заложенных в ней самой стремлений, и большевики ещё не стали их главными, а тем более единственными выразителями. Как мы видим, в тот момент даже либералы стремились ещё шагать с революцией в ногу, и отрекались ради этого от собственного лидера... Но рано или поздно эта идиллия должна была кончиться, и размежевание на противников и сторонников углубления революции было неизбежно. Одни отставали и сходили с революционного поезда, другие ехали дальше. И разделение это бывало неожиданным.
В июне видная кадетка Ариадна Тыркова встречалась с Петром Алексеевичем Кропоткиным. Разговор опять шёл о проливах. «Очаровательный русский барин, приветливый, ясный, благосклонный. Он за проливы. — Я стою на Милюковской точке зрения. Я думал, что их можно сделать нейтральными. Но раз Босфор так узок, что стоит поставить две батареи и готово, тогда Константинополь должен быть русским».
И это говорил анархист...

Предыдущие посты по теме в сообществе:
Революция с «Новым Сатириконом» (1). Отречение
Революция с «Новым Сатириконом» (2). Конец полиции
Революция с "Новым Сатириконом" (3). Цензура всё
Революция с "Новым Сатириконом" (4). Арест царских министров
Революция с "Новым Сатириконом" (7). Приезд Ленина
Tags: Первая мировая война, история России, карикатуры, революционеры, революция, текст
Subscribe

Posts from This Сommunity “революционеры” Tag

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments