y4astkoviy2021 (y4astkoviy2021) wrote in foto_history,
y4astkoviy2021
y4astkoviy2021
foto_history

Categories:

Чем занималась таможня во время Великой Отечественной войны



Победа в Великой Отечественной войне в очередной раз доказала на что способен наш мужественный народ в самые тёмные периоды её истории. Победа ковалась не только на фронтах, но и в тылу. Особая роль была отведена и сотрудникам советской таможни, которые внесли свою лепту в общее дело.

Когда началась война, первые удары самоотверженно на себя приняли советские пограничники и таможенники. Многие из них погибли, защищая с оружием свою Родину. Наибольший урон получили Таллинская, Рижская, Феодосийская, Туапсинская, Одесская таможни. Здания таможенной инфраструктуры были разрушены.

На фронт ушло 9/10 личного состава таможенных органов. В то время СССР не вёл активной внешнеэкономической деятельности, таможенников в целом было немного, но даже с таким усечённым составом необходимо было проводить таможенный контроль и стоять на защите экономических рубежей нашей страны.

Так двигались в направлении к нам Северные конвои
Вскоре в СССР стала поступать военная помощь (ленд-лиз) от антигитлеровской коалиции, прежде всего от Великобритании и Соединённых Штатов Америки. Можно долго спорить об эффективности этих поставок, но эта помощь была явно не лишней. Но даже благотворительные грузы подлежат таможенному контролю.

На караваны с вооружением и продовольствием регулярно были атаки со стороны Вермахта. Многие морские суда торпедировались в пути следования. Подвергались бомбёжкам советские морские порты (Мурманск и Архангельск). Но таможенный контроль и не думал останавливаться в такие моменты. Каждая банка тушёнки должна была дойти до фронта. Это таможенники прекрасно понимали.

Консервы, поставляемые по ленд-лизу в СССР в годы войны
В начале Великой Отечественной войны Архангельской таможне дали важное правительственное задание — принять и оформить грузы от союзников, которые придут с Северными конвоями. Первый конвой из шести английских судов и кораблей охранения под названием «Дервиш» прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года и встал под разгрузку в портовом районе Бакарица. Как оказалось, ни порт, ни таможня были просто не готовы к таким объемным поставкам.

Таможня тогда могла направить для контроля за разгрузкой к судну только одного человека, и на его работу давалось около двух часов. Каждое судно и каждый груз сотрудники таможни оформляли и досматривали. На период навигации создали временные таможенные посты.

Сотрудники Мурманской таможни, 1947 год
Зачастую грузы, направленные Северными конвоями к нам в город, приходили с явными дефектами. Больше всего поломок в порту отправления — при перевозке и выгрузке было у крупногабаритных грузов, в первую очередь танков. На каждый пароход после его разгрузки составлялся генеральный акт, к которому Архангельский порт прилагал акты-извещения на дефекты и недостачи, а потом эти документы подписывала таможня.

Выгрузка британских танков в Мурманске
Сначала выпуск ленд-лизовских товаров даже производился таможенной службой под уплату государственной пошлины, но потом взимать ее перестали, и товары пропускали через границу как благотворительные грузы. Что еще входило в список беспошлинных грузов помимо вооружения, боеприпасов и воинского снаряжения? Это медикаменты, медицинские инструменты, госпитальное оборудование, предметы санитарии и гигиены, продовольствие, одежда, белье, обувь, постельные принадлежности.

Груз ленд-лиза - американское продовольствие на одном из складов для Ленинградского фронта, 1942
Таможенники досматривали весь багаж и ручную кладь пассажиров и команды, все помещения судна, в том числе каюты пассажиров и членов экипажа, и неважно, под каким флагом было судно. Советским или иностранным. Судовая провизия опечатывалась или пломбировалась таможней в специальных помещениях. Это не касалось разве что продовольствия для питания членов экипажа и пассажиров во время стоянки судна в порту.

Помимо целевых грузов, таможенники контролировали другие товарные потоки, которые пытались провезти под видом благотворительных грузов. Нередко выявлялась контрабанда. Занимались ей традиционно экипажи морских судов. Тогда товары могли и конфисковать, а на виновного наложить штраф. Случаев контрабанды было много, бороться с этим таможенникам помогала милиция.Конфискованные товары в дальнейшие реализовывались и приносили доходы в бюджет.

Гость Архангельска, прибывший по программе ленд-лиза, что переводится как «давать взаймы» и «сдавать в аренду»
По некоторым данным, доходы, например, Мурманской таможни от реализации конфискованных товаров в годы войны составили: в 1942 - 82 970 рублей, в 1943 — 11651 рублей, в 1944 — 55 565 рублей и в 1945-м — 35 648 рублей. Всего таможня за годы войны перечислила в бюджет 1 миллион 386 тысяч 437 рублей.

Под конец войны и сразу после участились случаи контрабанды дефицитных товаров, валюты и разных "военных" трофеев из западных стран. Конечно, на многое можно было бы закрыть глаза, особенно на фоне радостных чувств от окончания войны. Но нужно осознавать экономический вред от контрабанды товаров (пусть даже и дефицитных). Закон есть закон.

Сотрудники Одесской таможни, 1944 год
В послевоенные годы необходимо было восстанавливать экономику. И без надёжных щитов в лице таможенников и сотрудников госбезопасности это было сделать невозможно.

источники: 1, 2
Tags: 1940-е, Великая Отечественная война, история CCCР, професии
Subscribe

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment