a_i_z (a_i_z) wrote in foto_history,
a_i_z
a_i_z
foto_history

Categories:

В небесах мы летали одних, мы теряли друзей боевых, или Служили два товарища-камрада

-
      

Все в полку удивлялись, как крепко сдружились два таких, казалось бы, совсем непохожих друг на друга человека,
которых просто свела вместе война и породнила авиация.

  
      
Есть на Введенском кладбище в Москве "уголок Франции", где стоит стела в честь войны 1812 года.
И есть здесь мемориал французским лётчикам из полка "Нормандия-Неман", которые погибли в 1943−45 годах.

    

После войны, в 1953 году прах французских лётчиков был перевезён на родину во Францию, а могилу с памятной плитой оставили.



В 1964 году в Орловской области обнаружили прах неизвестного французского лётчика из эскадрильи и тоже перенесли сюда.






В надписи на могильной плите Морис де Сейн значится первым,
хотя лётчик Марсель Лефевр погиб раньше него и посмертно стал Героем Советского Союза.

Но капитан Морис де Сейн совершил подвиг, который во все времена незабываем:
сам погиб, но своего русского друга не бросил...




  Два друга
    

Морис де Сейн был старше Владимира Белозуба на 7 лет.
Родился Морис в Париже в аристократической семье маркиза Филиппа де Сейна 7 августа 1914 года -через четыре дня после вступления Франции в Первую мировую войну.
Тогда ещё никто не знал, что кровавая катастрофа Первой мировой продлится 4 года, сметёт империи и монархии,
а во французской истории окажется по потерям войной самой кровопролитной и масштабной.

Повлияла ли атмосфера памяти во Франции о Первой мировой войне на профессиональный выбор юноши, неизвестно.
Но в 1936 году Морис поступает в лётное училище, по окончании его служит в эскадрилье истребителей, участвует в 1940 году в боях у Северного побережья Франции.
За два сбитых самолёта противника над Дюнкерком получает свою первую боевую награду.

После капитуляции Франции и расформирования эскадрильи немцами, не мог оставаться "под немцами", уехал из страны, чтобы присоединиться к "Сражающейся Франции" Шарля де Голля.
В январе 1944 года прибыл в полк "Нормандия-Неман", получил в распоряжение истребитель "Як".
Его бессменным механиком стал 22-летний Владимир Белозуб.

У Владимира Белозуба биография намного короче. Он родился в 1921 году в обычной семье в селе Покровское Днепропетровской области.
После окончания училища стал авиационным техником и был отправлен на фронт.
Что называется, по паспорту Владимир Леонтьевич Белозуб был украинцем, но в полку звали его не иначе как русским другом французского пилота.

Вот так и в фильме "Нормандия-Неман" 1960 года, основанном на реальных событиях и снятом режиссёром-французом,
для пущей ясности зарубежному зрителю - фамилия механика - Иванов.
Сценарий писали Константин Симонов, Эльза Триоле и ещё сценарист-бельгиец.

Несмотря на разницу в возрасте и, что называется, в социальном статусе, приятельские отношения между ними установились сразу.
Пилот и механик часто вместе готовили самолёт к полёту.
Даже языковой барьер не мешал, учились друг у друга, к тому времени оба могли более-менее изъясняться на двух языках.


15 июля 1944 года


В тот день, 15 июля 1944 года (накануне отметили по русскому обычаю 40 дней со дня смерти Марселя Лефевра-5 июня 1944)
авиационный полк перебрасывали на новый аэродром из Белоруссии в Литву.
В таких случаях пилот всегда брал с собой механика - чтобы на новом месте тот сразу приступал бы к работе.
Так что не было ничего необычного, что Владимир угнездился в тесном багажном отсеке за креслом пилота.

Через несколько минут после взлёта началась сильная утечка бензина.
Морис принял решение возвратиться и посадить самолёт, запросив землю, чтоб его вели на посадку.
Вели - потому что пары бензина проникли в кабину пилота и ослепили его.

Почти ничего не видя, теряя сознание, Морис, по наводке с земли сделал несколько неудачных попыток посадить самолёт.
После очередной неудачи получил категорический приказ набирать высоту и немедленно покинуть самолёт.
И ответил не менее категорическим отказом: парашют был только у пилота, у механика парашюта не было...

Морис стал сажать самолёт в очередной раз.
В 100 м от земли самолёт начал резко рыскать в стороны, потом, видимо уже неуправляемый, врезался в землю...
Силой удара их выбросило далеко из самолёта, так что тела уцелели от взрыва.
Их похоронили в белорусской Дубровке в одной могиле.

После войны
Потом, при устройстве мемориального французского захоронения в Москве прах Мориса перенесли на Введенское кладбище, а ещё позже - на родину.
Тогда наши лётчики, участвовавшие в перезахоронении, передали матери Мориса де Сейна фотографию Владимира Белозуба.
Говорят, она поставила в рамке рядом с сыном и сказала - вот теперь у меня два сына...

На юге Франции в Провансе в окрестностях городка Оранж (Orange) есть военно-воздушная база, названная в его честь "Капитан де Сейн":



А к 70летию Победы в 2015 году в Иванове, куда прибыла в ноябре 1942 года эскадрилья французских лётчиков, чтобы перед фронтом пройти переподготовку на советских самолётах,
был открыт памятник всем пилотам и техникам "Нормандии-Неман".
На постаменте - фамилии всех бойцов авиаполка.
И тут они снова встретились. Верные друзья, капитан-француз Морис де Сейн и механик-старшина Владимир Белозуб:






На Введенском кладбище:





Фото памятника в Иванове и в Провансе из Сети, своб. источники
Фото на Ввведенском кладбище - мои
Tags: 1940-е, Великая Отечественная война, авиация, герои, история СССР, история Франции, памятники, победа, победители, подвиги, текст
Subscribe

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments