Александр Майсурян (maysuryan) wrote in foto_history,
Александр Майсурян
maysuryan
foto_history

Categories:

130 лет Борису Иофану


Шарж Кукрыниксов на Веру Мухину и Бориса Иофана. Они изображены в виде Рабочего и Колхозницы с созданного ими памятника. 1938 год.
Прекрасный образец архитектуры
В Париже был советским павильоном дан.
В искусстве нашем видные фигуры —
Ваятель Мухина и зодчий Иофан.


28 (16) апреля исполнилось 130 лет со дня рождения советского архитектора Бориса Михайловича Иофана (1891—1976).
А художники Кукрыниксы в заглавном шарже имели в виду эпическое противостояние двух павильонов, советского и нацистского, у подножия Эйфелевой башни в Париже, на Всемирной выставке летом 1937 года.



Это противостояние стало центральным событием, «гвоздём» всей выставки. Павильоны располагались как раз напротив, фасадами друг к другу. Советский павильон венчала скульптура «Рабочий и Колхозница» работы скульптора Веры Мухиной (1889—1953), позднее перенесённая на московскую ВДНХ. Архитектором памятника и павильона был Борис Иофан.
Пабло Пикассо восхищался тем, как найден материал — нержавеющая сталь, как смотрится группа на фоне сиреневого парижского неба. Франс Мазерель – известный французский график — признавался: «Ваша скульптура поразила нас. Мы целыми вечерами говорим и спорим о ней».
Прямо напротив советского павильона располагался павильон Германии, который был построен в форме римской цифры III и был увенчан орлом — гербом Третьего Рейха. У подножия германского павильона были установлены скульптурные группы Й. Торака «Товарищество» и «Семья». «Рабочий и Колхозница», таким образом, в упор смотрели на орла со свастикой и более того, казалось, вихрем летели ему навстречу. А про скульптурные группы обнажённых атлетов у германского павильона пресса писала: «Стоящие рядом друг с другом полные сил могучие фигуры, идущие нога в ногу, объединённые общей направленностью воли, устремлённые вперёд, уверенные в себе и уверенные в победе...»
Наверное, далеко не все посетители выставки осознавали, что скоро это противостояние коммунизма и нацизма, пока ещё мирное (хотя в Испании оно и тогда уже перестало быть мирным), выльется в самую разрушительную войну в истории человечества...




Германский павильон


Советский павильон







Ещё более известен другой, неосуществлённый проект Иофана — Дворец Советов. Он должен был стать самым высоким зданием в мире (420 м), превзойти по высоте самый высокий с 1931 по 1972 год 381-метровый американский небоскрёб Эмпайр Стейт билдинг. Дворец должна была увенчать грандиозная статуя Ленина. По расчётам, здание должно было быть видимо на расстоянии до 35 километров. Для строительства дворца была создана специальная марка стали — ДС («Дворец Советов»), самая прочная на тот момент в СССР. Однако в 1941 году подготовленные для монтажа дворца металлические конструкции пошли на более насущное дело — возведение противотанковых ежей для обороны Москвы. А после Победы государственные средства решено было сосредоточить на послевоенном восстановлении страны, и проект дворца вновь был отложен... Это, кстати, камешек в огород тех, кто доказывает, что советская власть транжирила народные деньги на различные дорогостоящие проекты чисто ради своей саморекламы.


Так должен был выглядеть дворец Советов


Обложка журнала «Техника — молодёжи» за 1952 год

Ещё одно знаменитое произведение Иофана — Дом на набережной 1931 года (также известен как Первый Дом Советов, Дом ЦИК и СНК СССР).

Tags: 1930-е, даты, искусство, история СССР
Subscribe

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments