tanafi (tanafi) wrote in foto_history,
tanafi
tanafi
foto_history

Categories:

Линейный ледокол Ф.Литке

Ледокол Ф.Литке: линейный ледокол русского и советского арктического флота. Построен в 1909 году в Великобритании под названием «Ерл Грей» (Earl Grey). В 1914 году был куплен Российской империей и переименован в "Канаду". Судно работало на Белом море, в Архангельске, занималось проводкой кораблей.



В январе 1917 года "Канада" наткнулась на не обозначенную на карте подводную скалу и затонула на рейде Йоканги. В июне ее подняли и отправили в ремонт.
В октябре 1917 года вооружили и зачислили во флотилию Северного Ледовитого океана. Но во время гражданской войны ее захватили английские интервенты и передали белым частям.
В 1920 году английские интервенты и белые части покинули страну, а "Канада" осталась и стала вспомогательным крейсером красной Беломорской флотилии, а через месяц получила третье название "III Интернационал".
В июне 1921 г. "III Интернационал" вернули Мортрансу, а в июля вновь переименовали в честь мореплавателя и исследователя Арктики, адмирала Фёдора Петровича Литке. После этого судно трудилось в Арктике, потом на Балтике и Черном море, а в 1929 г. возвратилось в Заполярье.
Был совершен рискованный поход к острову Врангеля , за это ледокол был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Зимой 1931 г. был проведен караван в Охотское море.
В 1932 — 1933 гг. «Литке» превратился в экспедиционное судно, на нем обосновались ученые, работавшие по программе 2-го Международного года Арктики.
В 1934 году совершил первое сквозное плавание Северным морским путём с востока на запад за одну навигацию, обеспечивая движение судов с грузами.
В 1936 г. вместе с ледокольным пароходом "Анадырь" провел вдоль побережья Сибири эсминцы «Сталин» и «Войков», отправленные с Балтики на усиление Тихоокеанского флота.
В январе 1940 г. «Литке» стал сторожевым кораблём Северного флота.
В конце лета 1941 года ледокол был вооружен артиллерией и включён в созданную Беломорскую флотилию.
Зимой 1941 и в 1942 годах он расчищал проходы во льдах к Архангельску для Атлантических конвоев.
В феврале 1944 г. «Литке» передали в оперативное подчинение Главному управлению администрации Северного морского пути
В 1946 г и в 1948 годах. на нем в высокоширотный рейс уходили экспедиции: изыскивались возможности пускать транспортные суда по так называемой «Великой северной полынье».
В 1955 г., участвуя в очередном научно-исследовательском предприятии, организованном Арктическим институтом,"Литке" поднялся до 83° 21' северной широты, установив рекорд свободного плавания в Северном Ледовитом океане, не дойдя всего 440 миль (810 км) до Северного полюса. Это достижение спустя годы превзошли лишь огромные ледоколы, оснащенные ядерными силовыми установками.
Находился в эксплуатации до 1959 года и сдан на слом в 1960 году.
Марка 1976 года, почта СССР
Tags: 1900-е, 1960, история России, история СССР, почта, флот
Subscribe

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments