Александр Майсурян (maysuryan) wrote in foto_history,
Александр Майсурян
maysuryan
foto_history

Category:

Революция с "Новым Сатириконом". Отречение


Обложка первого послереволюционного номера «Нового Сатирикона». 17 марта 1917 года. Рисунок Алексея Радакова (позднее — известного советского карикатуриста). «Сказочка.
— Был двор, на дворе — кол, на колу — мочала... не начать ли сказочку сначала?
— Нет уж, пожалуйста, увольте!»


Сегодня, 12 марта, годовщина Февральской революции 1917 года. Попробуем совершить небольшое путешествие по грозовому 1917 году и посмотреть на него глазами популярного либерального журнала «Новый Сатирикон». Главным редактором журнала весной 1917 года был известный сатирик Аркадий Аверченко (1880—1925), позднее — автор «Дюжины ножей в спину революции». Но в дни Февраля ни о каких «ножах в спину революции» он ещё, похоже, даже не задумывался, а простодушно радовался этой самой революции. Последний «старорежимный» номер журнала, №10, датирован 2 (15) марта. В нём — привычные на тот момент насмешки над кайзером Вильгельмом, немцами и прочий «военный юмор», и довольно завуалированные, написанные эзоповым языком шпильки против собственных властей и цензуры.
Конечно, на этом фоне первый «революционный» номер, №11, который вышел только 17 (31) марта, выглядит как гром среди ясного неба. Чего стоит один лозунг на обложке: «Да здравствует республика!». Хотя республики формально ещё не было, она была провозглашена Временным правительством только 1 сентября.Но эзопов язык отброшен, ура! Из передовицы от редакции журнала под патетическим заголовком «Цепи сброшены»:
«Здравствуй, радостный свободный русский читатель!
Приветствуя тебя, свободные сатириконцы дают аннибалову клятву и впредь чёрное называть чёрным и всякого негодяя торжественно короновать венком из крапивы и чертополоха».
Весь номер пронизан радостью от отречения Николая II, это — стержневая тема.
Журнал с удовольствием публикует текст отречения Николая II с характерной пометкой редактора Аверченко:



Пометка — известное крылатое словцо самого Николая II на чужих донесениях. Но теперь роли поменялись...


Аркадий Аверченко. 1913 год

Другие заметки из этого первого номера:



Ещё одна карикатура Алексея Радакова из 11-го номера:

«Четвёртый партнёр. Шах, Абдул-Гамид и португальский Мануэль: — А-а-а! Нашего полку прибыло! Вот и четвёртый партнёр для винта!»
(Османский султан, португальский король и иранский шах были свергнуты революциями в своих странах в 1908-1910 годах).

Тема отречения продолжается и в следующих номерах «Нового Сатирикона».
В №12 — карикатуры на царя и царицу, большого формата, с издевательским советом: «Товарищи монархисты! Украшайте этими портретами свои гостиные!»



Карикатура из №12. Подпись: «КЛАУС II. ГОЛШТИН-ГОТТОРПСКИЙ. Достаточно взглянуть на умное интеллигентное лицо этого знатного иностранца, чтобы волна стремления к возврату монархизма затопила сердце нашего читателя. Важнейшие этапы царствования этого гениального монарха: Ходынка, Порт-Артур, Цусима, 9 января и др. По собственному признанию «любит цветочки», хотя, вместо цветочков, любил срывать головы своих «верноподданных». В отличие от обыкновенных людей ушиблен не мамкой, когда был маленьким, а японцем в Отсу, когда уже вырос. Это — смазалось. Молчалив, не без основания. Теперь — ведёт замкнутый образ жизни».


Рисунок Ре-ми. «АЛИСА ГЕССЕНСКАЯ (псевдоним — Александра Романова, партийная кличка «Саша»). Много сделала для войны и для победы с в о е г о народа. Вероисповедания Григорианского. Известна, как рукодельница, вышивавшая рубашки св.1 Григорию Распутину. Стоит вам только взглянуть на это доброе, мягкое, милое, чисто-русское лицо, как ваше сердце наполнится симпатией к ней. По-русски бегло говорит одно только слово «Hoch»! Теперь ведёт замкнутый образ жизни.
1 «Св.» — это не святой, а совсем другое слово».



Рисунок Б. Антоновского из №12. «Переоценка ценностей. — Погляди-ка, у этого человека очень царственный вид!»

Из №13:


«Иллюзии царей.
Николай II (растроганно). — Только ты остался верен мне и не покинул, мой старый преданный слуга!
Слуга: — Ещё бы! Как же я вас покину, когда ещё не получил жалованье за два месяца!..»


Шутка:


А тут звучит некоторая нотка сожаления — если бы...


И горностаям отречение — праздник:



«Его аллея побед.
— Эх! Если бы они меня не свалили, я бы им всю аллею заполнил!»


Такие дела...
P. S. Примерно в том же духе выдержаны и карикатуры других либеральных изданий тех дней и недель.


Рисунок из сатирического журнала «Барабан» 1917 года

Из журнала «Бич»:


Между прочим, д'А — это, конечно, Анатолий д'Актиль (1890—1942), впоследствии известный советский поэт, автор «Марша энтузиастов»:
В буднях великих строек,
В весёлом грохоте, в огнях и звонах,
Здравствуй, страна героев,
Страна мечтателей, страна учёных!

Но в 1917 году он — яростный противник большевиков.




Рисунок Дени. «Не по Сеньке шапка»

Дени, он же Виктор Николаевич Денисов (1893-1946), в будущем не менее известный советский художник, а в те дни — разоблачитель «изменников большевиков». Хотя монархии от него, как видим, доставалось не меньше...


Карикатура из журнала «Бич»: «Не угодно ли присесть на престол?». 1917


Дмитрий Моор. Рисунок 1917 года. «— Гражданин, возьмите и корону: она не нужна больше России!»


Художник Дмитрий Моор. 1917
Tags: 1917, 1917-й, история России, карикатура, карикатуры, революционеры, революция, тексты
Subscribe

Posts from This Сommunity “революционеры” Tag

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments