a_i_z (a_i_z) wrote in foto_history,
a_i_z
a_i_z
foto_history

Categories:

"Подадите ли вы мне руку? – Лично - да. Только лично. Не общественно"

           

Итак, в конце января 1918 года Блок закончил поэму "Двенадцать". Начало было в посте про Катьку толстоморденькую
Стихотворная пикировка между Блоком и Зинаидой Гиппиус продолжилась в 1919 году после её послания Блоку Впереди 12-ти не шёл Христос ...
С посвящением - "Бывшему рыцарю Прекрасной Дамы" (пост про Кронштадтское чудо  )
"Впереди 12-ти не шёл Христос..." было передано Блоку 7 мая 1919 года Мережковским.
Блок ответил ей стихотворением "Вы жизнь по-прежнему нисколько"
      
Вы жизнь по-прежнему нисколько
Не знаете. Сменилась полька
У них печальным кикапу...
И что Вам, умной, за охота
Швырять в них солью анекдота,
В них видеть только шантрапу?
(май 1919)

Понятно, что кикапу Блок выбрал для рифмовки с шантрапу,
но непонятно, почему он окрестил этот довольно разудалый и популярный в салонах Петербурга танец "кикапу" печальным?
Танец "родился" в 1904 году в салонах белой Америки, когда завсегдатаи салонов начали копировать некоторые танцевальные па Америки чёрной.
И судя по картинкам, он не был печальным.
Наверное, Блок соединял название танца с печальной судьбой малочисленного народа кикапу... Но это так, лирическое отступление.



Стихотворение Вы жизнь не знаете нисколько было написано на экземпляре блоковской книжки "Катилина",
предназначенном специально для Гиппиус, но так и не отосланном ей. Почему – неизвестно.
Так что реакции на него от Гиппиус не последовало.
Они по-прежнему не общались, Гиппиус сказала после "12" - взорваны мосты, значит, взорваны.
К тому же, они с Мережковским и Философовым в 1919 году уже поняли, что оставаться в этой России не могут и рассматривали разные варианты отъезда...

  

Но до отъезда они с Блоком встретились, в конце сентября 1919 года, случайно, в трамвае.
По крайней мере, Гиппиус пишет об этой встрече в своей книжке "Живые лица".

"- Здравствуйте. Этот голос ни с чьим не смешаешь. Поднимаю глаза. Блок.
- Подадите ли вы мне руку? Я протягиваю ему руку и говорю: - Лично – да. Только лично. Не общественно.
Он целует руку. И, помолчав: - Благодарю вас... "

Дальше Зинаида Николавна пишет, что они с Блоком обменялись репликами.
Блок: – Я ведь вас очень люблю...
Гиппиус: – Вы знаете, что и я вас люблю.

А на прощание Блок ещё раз поблагодарил Гиппиус, что та подала ему руку.
"Общественно – между нами взорваны мосты. Вы знаете.Никогда...Но лично... как мы были прежде...".
Опять – рука, опять – благодарю вас, целует.

Было – не было, кто теперь скажет, свидетелей не было.
Может, так всё и было.
А может, Гиппиус, которая сама говорила, что "писала романы, названия которых не запоминала", присочинила и тут последнюю встречу с Блоком.

 

Но то, что именно Зинаида Николаевна пустила слух – Блок в конце жизни возненавидел свою поэму "Двенадцать",
не терпел даже, чтобы о ней упоминали при нём – это точно.
В эмиграции. В 1922 году, сразу - как только дошёл слух о смерти Блока.
Гиппиус сразу же написала многостраничное эссе "Мой лунный друг. О Блоке" (отрывки про трамвай – оттуда).
Эссе заканчивается тем, что - сама она - не знает о последних годах Блока,
но "Есть два-три человека, глазам которых я верю, как своим собственным..."
И вот они-то и сообщили ей о духовном воскресении Блока, отречении от всего...
Ну а Зинаида Николаевна незамедлительно, как только Блок закрыл глаза – радостно возвестила эмигрантской тусовке –
Блок-де наш, "можем неомрачённо любить его"...

 
Фото - из своб. источников яндекс-картинки, коллажи мои
Tags: дворянство, литература, личности, мнение, революция, стихи, текст
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments