y4astkoviu (y4astkoviu) wrote in foto_history,
y4astkoviu
y4astkoviu
foto_history

Categories:

Были ли финские «лотты» снайперами-кукушками?



Женская околовоенная организация «Лотта Свярд» была огромной для маленькой страны — и вокруг неё до сих пор существует много споров и мифов.

В романе Пикуля «Океанский патруль» есть трагичная фигура баронессы Кайсы Суттинен. «Угловатая, пропахшая табаком и казармой женщина, дышащая запахом пива» состоит в женской организации «Лотта Свярд». В качестве её члена она воевала снайпером-«кукушкой» на советско-финском фронте.
По книге, женщины-снайперы из «Лотта Свярд» — массовое явление у финнов. В одном из эпизодов советские бойцы находят труп девушки-стрелка и комментируют: «Лотта Свярд. Задурили бабам головы, вот они и „закуковали“, дурёхи».

Как и многое другое у Пикуля, это не имеет ничего общего с реальностью.

Кто такие Лотты?
В 1918 году в Финляндии произошла недолгая, но жестокая гражданская война. В ней белые победили красных. Белый террор в стране Суоми превзошёл по размаху красный, а общество оказалось надолго расколото на правых воинствующих националистов и левых сторонников социал-демократов. Впрочем, коммунистов и СССР не любили и те и другие.
Главным социально-политическим оплотом правых стало движение шюцкоровцев, которых в англоязычных источниках обычно называют White Guard, «белогвардейцами». Именно они были массовой основой белых отрядов, превратившихся в армию независимой Финляндии, — но Шюцкор как организация сохранился и укрепил позиции. Он был источником мобрезерва армии и оплотом националистических настроений.

В 1919 году при Шюцкоре появилось женское крыло, получившее название «Лотта Свярд». Именно так звали героиню культовой поэмы Рунеберга, отправившуюся с мужем помогать сражаться с русскими войсками в войну 1808-1809 годов. Её муж погиб, но она осталась при армии, помогая в обозе и спасая раненых.

Лотта — типичное скандинавское сокращение женского имени Шарлотта. А шведское слово Svärd, не случайно похожее на английское Sword и немецкое Schwert, переводится как «меч».
В мирное время основными задачами «лотт» была агитация за идеи Шюцкора, доходившие до откровенно ультраправых и фашистских, и сбор средств для его финансирования. А в военное — забота о раненых и выполнение всевозможных небоевых задач для армии, чтобы высвободить как можно больше мужчин для собственно военных действий.

Штатная численность организации «Лотта Свярд» в мирное время колебалась в районе 60 тысяч человек: довольно много для страны с населением чуть более трёх миллионов. «Лотты» в характерных серых форменных платьях с момента появления и до запрета организации были заметной частью финского общества.
Идея «лотт» стала популярной и за пределами Финляндии: уже в 1924 году похожая организация Lottorna возникла и при «отечественной гвардии» армии Швеции.

Воевали ли «лотты»?
Учить «лотт» воевать и тем более отправлять на фронт в голову никому не приходило. Финское общество было консервативнее и патриархальнее советского, которое вполне одобряло работу женщин-снайперов в годы войны.
Даже когда финские войска сталкивались с тяжелейшим истощением резервов живой силы, девушкам оружия не давали. Даже для самообороны. И вообще, их старались держать подальше от линии фронта. За пять лет войн число «лотт» выросло до 240 тысяч человек — однако по боевым причинам, включая авианалёты и артобстрелы, погибли всего 113 из них.

Единственным случаем, когда девушки в форме получили оружие, была экспериментальная зенитная часть в Хельсинки летом 1944 года. Дамы управляли поисковыми прожекторами ПВО в финской столице и на всякий случай получили винтовки. В остальных случаях «лоттам» не полагалось даже пистолетов — не то что снайперских винтовок.
В теории «Лотта Свярд» должны были не только помогать армии высвобождать «дефицитных» в маленькой стране мужчин для боёв, но и крепить своим примером патриотический дух финского общества. На практике так получалось в основном в тылу.

На фронте отношение к «лоттам» было проблемным и часто напоминало то, что описано применительно к советским женщинам-фронтовикам в «У войны не женское лицо». Финские солдаты часто видели в них не столько заслуживающих уважения соратниц, делающих много тяжёлой и важной работы, сколько «офицерских шлюх» — объект для оскорблений и домогательств. Это вполне откровенно описано в «Неизвестном солдате» Вяйнё Линна.
После перемирия в 1944 году одним из требований советской стороны стал запрет всех националистических организаций — включая Шюцкор и «Лотта Свярд». Порой бывших «лотт» даже не брали на работу из подозрений в чрезмерно правых взглядах, поэтому им приходилось скрывать своё прошлое. Реабилитация «Лотта Свярд» в глазах финского общества произошла только в 90-е годы.

Откуда могла пойти легенда о женщинах-снайпершах?
Скорее всего, Пикуль не сам придумал воинственных снайперш-«кукушек». В годы войны он служил на эсминце «Грозный» Северного флота, и в основу его первой книги в числе прочего легли личный опыт вкупе с военными байками. А баек про «Лотта Свярд» хватало: не просто про отдельных снайперш-«кукушек» — порой речь шла про целые батальоны отборных финских фашисток.
Строго говоря, и сами «кукушки», стрелявшие с деревьев, — фронтовая легенда. Ни один финский снайпер не практиковал подобное: залогом выживания является не только скрытность, но и возможность быстро покинуть огневую позицию после выстрела.

Тратить время на оборудование площадки на дереве, а затем слезать с неё под обстрелом — нерационально, глупо и опасно. А стрелять с веток — ещё и очень неудобно.
Судя по аналогичному американскому мему про «гуков на деревьях», это типичная байка, возникающая во время войны среди лесных массивов. Внезапность выстрелов со стороны леса и неуловимость стрелков порождают мысли о том, что они прячутся где-то в кронах. Что реальные снайперы делают очень редко.

Впрочем, площадки на деревьях действительно существовали и использовались вполне массово. Только не снайперами, а наблюдателями и артиллерийскими наводчиками. Смысл таких площадок — оставаться незаметными как можно дольше, что при снайперской стрельбе невозможно.


А вот почему во фронтовых байках сплелись представления о «кукушках на деревьях» и сведения о массовом присутствии женщин в форме в рядах финских войск — вопрос сложный.

Вероятно, здесь есть что-то общее с возникшим в 90-е годы мифом о «белых колготках». То есть снайпершах прибалтийского происхождения, якобы воевавших против российских войск и добровольцев во всех локальных конфликтах на почве денег и русофобии. Ни одного доказательства их существования никто так и не привёл.
Но и сейчас многие ветераны постсоветских войн готовы с уверенностью рассказывать: друг сослуживца говорил — зуб даю, лично видел и даже казнил злодейку особо зверским образом за погубленных ею ребят.

Интересно, не восходит ли образ «белых колготок» к байкам про «кукушек из “Лотта Свярд”» и к баронессе Кайсе Суттинен со страниц Пикуля?



ТАКЖЕ: Валькирии Войска Польского: Женский пехотный батальон имени Эмилии Плятер
Tags: 1920-е, 1930-е, 1940-е, Военная история, Вторая мировая война, женщины, история Финляндии, профессии
Subscribe

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments