Alex Shulman (shaon) wrote in foto_history,
Alex Shulman
shaon
foto_history

Categories:

От моряка-подводника германского имперского флота до офицера ВМФ Израиля

" Мы видим в перископе вражеский корабль. Есть цель! Звучит команда: «Двигатели на стоп! Приготовиться к погружению!"» Как только наша субмарина вышла на курс атаки, командир приказывает: «Подготовить торпеду к пуску!», а затем «Внимание - пуск!». После нескольких секунд напряженного ожидания мы услышали взрыв торпеды. Есть прямое попадание во вражеский корабль!

Нам нужно подняться на поверхность, чтобы увидеть результат нашей торпедной атаки. С торпедированного нами корабля спущены спасательные шлюпки. Одна из лодок подошла к нам, и капитан торпедированного судна вручил нам документы на следовавшее под британским флагом судно «Oronsay», на котором было загружено 4 000 тонн хлопка. Наша пушка произвела еще 24 выстрела по кораблю, прежде чем он начал медленно тонуть, заваливаясь на бок."


Моряк-подводник Макс Халлер, механик германской подводной лодки SM UC-22

Это цитата из дневника Макса Халлера , еврея моряка-подводника, который служил механиком германской подводной лодки SM UC-22 с 1916 года до конца Первой мировой войны.
На боевом счету экипажа субмарины SM UC-22 пятнадцать боевых походов, в ходе которых были потоплены 23 корабля противника


Моряк-подводник Макс Халлер был одним из более чем 100 тысяч германских евреев, геройски сражавшихся в рядах германской армии и флота во время 1 Мировой войны. Более 12 тысяч из них пали смертью храбрых за Германию. Среди павших еврейских воинов были и два брата Макса Халлера
Макс (Меир) Халлер родился 5 марта 1892 года в религиозной еврейской семье в городе Хайнау в Силезии. Его отец был кантором в местной синагоге и учителем в еврейской школе.

В 16 лет он покинул родительский дом и отправился в Гамбург. Там на верфях Вулкан он в течение трех лет проходил обучение в судостроении, обработке металла, осваивал корабельные двигатели и паровые котлы, судовые механизмы.

Уже дипломированным механиком в 19 лет он начал плавать на германских торговых судах, набираясь морского опыта и мастерства. В 1913 году, уже опытного судового механика Макса Халлера призвали на германский имперский флот, он стал матросом-дизелистом на одном из самых грозных германских кораблей - на линкоре "Пруссия". В составе экипажа линкора "Пруссия" он участвовал в ряде морских сражений начавшейся в 1914 году Первой мировой войны.

Тогда только начиналась эра подводного флота. Движимый патриотизмом, Макс Халлер решает идти добровольцем на подводный флот. Он проходит жесткий отбор и попадает в элиту германского флота - в моряки-подводники.


Экипаж подводной лодки SM UC-22. Макс Халлер сидит вверху на боевой рубке

Его "домом" становится одна из первых германских подводных лодок SM UC-22 В составе экипажа этой субмарины моряк Макс Халлер совершил 15 боевых походов, в ходе которых были потоплены 23 корабля противника.

Каждый боевой поход субмарины Макса Халлера был связан со смертельным риском - из-за повреждений в бою и несовершенства конструкций субмарин каждый третий германский моряк-подводник навсегда бесследно исчез в морской пучине.

Подвиг и боевое мастерство еврейского моряка-подводника Макса Халлера были отмечены целым рядом боевых наград трех империй. Германской империей он был награжден орденами Железного Креста 1-го и 2-го Класса и Почетным серебряным знаком моряка подводного императорского флота Его Величества . Австро-Венгерская империя наградила его медалью "За отвагу" с портретом Карла I. Османская империя наградила его орденом "Звезда Галлиполи" и медалью "За боевые заслуги"


Боевые награды еврейского моряка-подводника Макса Халлера

После войны Макс Халлер продолжает заниматься любимым делом - он становится начальником производства на машиностроительном заводе Р. Даля в Берлине.

Успешная жизнь и карьера оборвалась с приходом Гитлера к власти.

1 апреля 1933 года нацистами был объявлен общенациональный бойкот еврейских фирм, предприятий и частных бизнесов. Это было начало организованного преследования евреев в нацистской Германии. Бойкот сопровождался массовыми погромами еврейских предприятий, грабежами и убийствами. Вчерашние немецкие однополчане дружно предали своих еврейских боевых товарищей

В отличии от многих германских евреев, Халлер хорошо понимал, куда ведет разгул германского антисемитизма, и решил бежать из нацистской Германии. В начале сентября 1933 года Макс Хеллер и его семья покинули Германию по пути в Землю Израилеву

Он поступает на службу корабельным механиком на судах только-только создававшегося торгового флота будущего Еврейского государства. По заданию Хаганы - сионистской боевой организации, на этих кораблях осуществлялась перевозка не только различных грузов, но и нелегальная переправка евреев из захваченной нацистами Европы в Эрец Исраэль.

С началом 2 Мировой войны Халлер поступает на службу в британское Адмиралтейство. В составе британского флота он принимает участие в морских операциях против нацистов на Средиземном море, хорошо знакомому ему по подводным походам.

В мае 1948 года было провозглашено Государство Израиль. Только что созданному израильскому военно-морскому флоту нужны специалисты, и Халлер, которому тогда уже было 56 лет, вновь идет добровольцем на флот. Халлер был зачислен на флот в июле 1948 года, и его личный номер был 136132.Подполковник ВМФ Израиля Макс Халлер возглавил службу технической подготовки и ремонта боевых кораблей, им были заложены основы израильского судостроения на верфи в Хайфе.


Подполковник ВМФ Израиля Макс Халлер с дочерью Диной, также ставшей морским офицером

Подполковник ВМФ Израиля Макс Халлер внес большой вклад в строительство израильского военно-морского флота
Subscribe

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments