y4astkoviu (y4astkoviu) wrote in foto_history,
y4astkoviu
y4astkoviu
foto_history

Categories:

Даешь «Дирижаблестрой»!



В начале XX века многие дирижабли составят основу воздушного флота будущего. В СССР эта мечта жила до конца 30-х годов.

Агитационные плакаты тех лет призывали к сбору средств на строительство дирижаблей, чтобы «за гигантами металла, машин, хлеба» создать «гигантов воздуха» и «постройкой дирижаблей ознаменовать юбилей нашего вождя-командира и товарища!» (военачальника Климента Ворошилова). Поэт Владимир Маяковский славил дирижабли на обертках карамели:
«Довести до дележа б
Нас – буржуи кучатся.
Да советский дирижабль
На границе пучится»,
а на плафонах столичной станции метро, названной в его честь, парил мозаичный дирижабль, созданный по эскизам гениального Александра Дейнеки…
Дирижабль появился почти одновременно с самолетом. На заре освоения человеком воздушного пространства постоянные неудачи, казалось бы, доказали невозможность создания летательной машины тяжелее воздуха, и конструкторы заинтересовались аппаратами на основе воздушного шара или аэростата.

Даже когда в печати промелькнули заметки об успешном испытании самолета братьев Райт в США, их восприняли как очередную газетную утку. Журнал Scientific American, подводя итоги развития аэронавтики за 1905 год, утверждал: «Единственное успешное “летание”, сделанное в этом году, так же как и в предыдущие, возможно лишь на аппаратах легче воздуха».

Разработка двигателя внутреннего сгорания помогла решить задачу управляемого полета на подобных аппаратах и еще более утвердила многих изобретателей в мысли, что будущее принадлежит аэростатам.

Вывод дирижабля В-4 из эллинга, снимок 1933 г.
Оболочке аэростата придали сигарообразную форму. Снабдили аппарат мотором, пропеллером, аэродинамическими рулями и оперением. Подвесили гондолы. Добавили баллонет – воздушный мешок для регулировки давления газов – и газовый клапан для сброса избыточного давления.
Такую машину назвали дирижаблем (от французского diriger – направлять, управлять). Было у этого чуда техники и другое название – «цеппелин», по фамилии немецкого изобретателя графа Фердинанда фон Цеппелина.

Советский Союз поры мирового дирижаблестроительного бума был не только страной лагерей (далеко не всегда пионерских), но и страной энтузиастов. «Прекрасная, тяжелая жестянка, яркая и благородная, как морской флаг. Ее сделали энтузиасты… Какая кровать! ... Ее сделали энтузиасты», – не устает восхищаться один из героев «Заговора чувств» – драмы Юрия Олеши, написанной в 1929 году.

Дирижабль В-3 на лётном поле Дирижаблестроя
Ему вторят персонажи из пьесы Николая Погодина «Темп», рассказывающей о строительстве Сталинградского тракторного завода при участии американского спеца – инженера Картера. Показательно, что отрицательные персонажи называют энтузиазм положительных наивным.

Картер, заметим, персонаж не случайный: в помощь своим не всегда хорошо образованным, а чаще и совсем необразованным энтузиастам Советский Союз старался привлечь лучших инженеров и разработчиков того времени.

Среди них оказался и знаменитый итальянский изобретатель, пилот и владелец фирмы дирижаблей Умберто Нобиле, призванный вместе с группой итальянских техников и рабочих за пятилетку «построить эскадру дирижаблей имени Ленина» из 425 аппаратов. Об этом он рассказал в книге «Мои пять лет с советскими дирижаблями».

Изготовление оболочки дирижабля в баллонном цехе.
Трудно сказать, почему итальянский генерал и почетный член фашистской партии Нобиле решился приехать в СССР. Возможно, он был исполнен благодарности за спасение своей команды: когда дирижабль Italia потерпел крушение в Арктике в 1928 году, именно советский радиолюбитель Николай Шмидт на самодельном приемнике поймал сигналы SOS, передаваемые с льдины, а ледокол «Красин» сумел пробиться в широты, куда не доходил еще ни один корабль, и вызволить выживших участников экспедиции из ледового плена.
Сам Нобиле отмечал, что влиятельный фашист, маршал авиации Итало Бальбо предпочел бы услышать о гибели генерала, чем о его спасении людьми из страны Советов.

Оболочку дирижабля В-6 переносят из баллонного цеха в эллинг.
Так или иначе, Нобиле прибыл в СССР через полгода после появления приказа от 7 декабря 1931 года по Всесоюзному объединению гражданского воздушного флота о переименовании Базы опытного строительства и эксплуатации дирижаблей в Производственно-эксплуатационное предприятие «Строительство и эксплуатация дирижаблей “Дирижаблестрой”».

Первый – деревянный – эллинг Дирижаблестроя и закладка фундамента металлического эллинга
В молодом советском государстве рассчитывали, что воздушные корабли, не нуждавшиеся в оборудованных аэродромах, смогут перевозить огромные грузы в самые малодоступные уголки страны. В Москве появился Дирижаблестроительный институт (ныне – Российский государственный технологический университет имени К. Э. Циолковского), где Нобиле предстояло преподавать.

А под Москвой, возле станции Долгопрудная Савеловской железной дороги (в 1935 году также переименованной в Дирижаблестрой), на 28 миллионов рублей, собранных народом (помогли-таки агитплакаты и обращение правительства «Ко всем рабочим, колхозникам и трудящимся СССР»), затеяли грандиозное строительство: дирижабельную верфь, порт, эллинги, газовый завод (для наполнения аэростатов), жилые дома, где итальянцам предстояло жить и работать. Возводили корпуса завода и эллинги сами будущие инженеры и пилоты-дирижаблисты.
Проходная Верфи и Порта Дирижаблестроя. Лозунг сверху: «Гражданский воздушный флот – могучее орудие социалистической техники и культуры. Трудящиеся, крепите советскую авиацию и дирижаблестроение!». Табличка над дверью справа: «Комендатура площадки Долгопрудная», табличка слева предупреждает о запрете курения и разжигания костров под угрозой штрафа в размере 50 руб.

По окончании строительства первой верфи «Дирижаблестроя» были заложены четыре крупных корабля полужесткой конструкции (В-5 – В-8): оболочка и гондола у них крепились к металлическому килю, идущему вдоль всего корпуса. Именно в проектировании таких дирижаблей преуспел итальянский изобретатель.

Одной из разработок Умберто Нобиле стал дирижабль СССР В-6
«Осоавиахим», вмещавший около 20 тысяч кубических метров
водорода и оснащенный тремя моторами общей мощностью 810 лошадиных сил.
Хотели делать и жесткие, цельнометаллические безбаллонетные, корабли фантастической грузоподъемностью до 1,3 тысячи тонн. То была идея Константина Циолковского, консультанта конструкторского бюро «Дирижаблестроя». Впрочем, Циолковский был больше философом, чем инженером, и Нобиле категорически отверг это предложение как «совершенно непригодное для реализации».

Главные же трудности, с которыми столкнулся Нобиле, лежали вне научной сферы – в административно-командной системе: «создававшей большие затруднения в процессе технического развития страны. Они настойчиво преодолевались энтузиазмом советских людей, в особенности молодежи, зачастую ценой больших материальных издержек и даже человеческих жизней. Значительную роль в этом сыграла совершенно недостаточная техническая и организационная компетентность высокопоставленных начальников», – писал он.

Дирижабль СССР-В3 «Красная звезда» над аэродромом. Харьков, 1933 г.
Так же описывал ситуацию его спаситель Николай Шмидт, заброшенный на стройки пятилетки в Среднюю Азию: «во главе большинства предприятий поставлены малограмотные люди… Правительство ведет неправильную политику в области техники… что приводит к перепроизводству малоквалифицированных кадров». Эти слова изобретателя сохранились благодаря... протоколам НКВД (в 1942 году Шмидт был расстрелян).

Нобиле старался все делать сам: заказывал чертежные столы, проектировал новые аппараты, а затем и пилотировал их. Жил он замкнуто, и долгопрудненцам больше запомнились его собачка Титина с золотым зубом, который ей вставил заботливый хозяин (она пережила вместе с ним катастрофу Italia и переболела цингой).
Провел генерал в СССР целую пятилетку и сделал немало. Первый советский дирижабль его конструкции покинул эллинг всего через три месяца после начала работ. Новые воздушные лайнеры развивали скорость до 115 километров в час и поднимали до 8,5 тонны грузов. Они побили рекорды и цеппелинов, и английских R-34, и Norge конструкции самого Нобиле. Казалось, что мечты о 425 дирижаблях вот-вот сбудутся. Но все сложилась иначе.

С одной стороны, череда катастроф, постигшая В-6 «Осоавиахим», LZ-129 Hindenburg (один из двух цеппелинов-гигантов, выпущенных немецкой верфью) и крупнейшие американские аппараты, показала, что не слишком маневренные дирижабли, наполненные легко воспламеняющимся водородом, уязвимы и небезопасны.
С другой стороны, в Долгопрудной, как жаловался генерал в письме к жене Карлотте, «был зануднейший бег по кругу». В марте 1940 года круг замкнулся: последовало распоряжение о консервации «Дирижаблестроя».

Вспомнили о Долгопрудной осенью тяжелейшего для СССР 1941 года: аэростаты стали использовать для защиты московского неба, а опытные пилоты «Дирижаблестроя» – Николай Голиков, Вера Демина и другие – поднимались на привязных аэростатах для наведения огня артиллерии.

Аэростаты «Дирижаблестроя» на улицах Москвы в 1941 году.
Позднее в Долгопрудной был сформирован воздухоплавательный дивизион: десантники обучались, прыгая с привязных аэростатов, что позволило высвободить столь нужные на фронте самолеты, которые там же и ремонтировали. В 1944 году построили дирижабль «Победа»: на Черном море он вел поиск затонувших судов и неразорвавшихся мин.
После войны на базе «Дирижаблестроя» было создано несколько конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов и заводов, сыгравших важную роль в космических и метеорологических исследованиях, разработке управляемых ракет... «Маяковская» – это памятник не только поэту Маяковскому, от которого он, «влюбленный в индустриальное, несомненно, пришел бы в восторг», но и «Дирижаблестрою», где созданы знаменитые сияющие профили колонн этой станции. Там же пилили и шлифовали орлец и мрамор для нарядной облицовки.
В 2015 году в Долгопрудном закончилась реконструкция последнего уцелевшего эллинга.
Tags: 1930-е, 1940-е, авиация, история СССР, техника, транспорт
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments