grey_ake111a (grey_ake111a) wrote in foto_history,
grey_ake111a
grey_ake111a
foto_history

Categories:

СамоУбийство Маяковского. Часть Третья.





Первая часть
Вторая часть







А я Вам так скажу: кто Шляпку спер,
тот и Тетку пришил".

(Бернард Шоу "Пигмалион").











Итак, Уголовное Дело №5 02-29, 1930 года,
народного следователя И.Сырцова о самоубийстве В.В.Маяковского










Комната Маяковского в Лубянском проезде 3/6





Когда в 90-е годы частично приоткрылись  архивы ВЧК-ОГПУ-НКВД, то исследователям удалось, наконец, ознакомиться
с некоторыми реальными документами, касательно "самоубийства" Маяковского.
Например, удалось  посмотреть само Уголовное Дело, а также "Воспоминания о Маяковском"  Вероники Полонской,
хранившиеся до того в секретном архиве ОГПУ.
И сразу же  обнаружились весьма странные вещи,

НАПРИМЕР:
---в милицейском протоколе осмотра места происшествия даже  не упомянуто Предсмертное Письмо.
(Т.е. Письмо, видимо, появилось несколько позже осмотра и обнаружил его неизвестно где Яков Агранов,
что, впрочем, четко согласуется с воспоминаниями Е.Лавинской).

---не упомянут также и календарь, о котором пишет в своих воспоминаниях Полонская.
(Сейчас этот календарь, с двумя вырванными страницами за 13 и 14 апреля, находится в Музее Маяковского.)

С этими вырванными страницами тоже какая-то странная и весьма мутная, история.
Полонская пишет, что во время любовного объяснения, Маяковский повернулся к ней спиной,
открыл ящик стола и вырвал несколько листков из пресловутого календаря.
Т.е. стоял на коленях перед возлюбленной, потом, вдруг, вскочил, повернулся к ней, извините, задом
и стал что-то откуда то и зачем-то там вырывать.
А потом куда эти листки делись, интересно? Он их что, съел, или как?
(Ну, поскольку милиция их в комнате не обнаружила).
Понятно, что Поклонская тут, уже задним числом, "натягивает Сову на Глобус".
Скорее всего, эти манипуляции с календарем зачем-то проделал убийца
или появившийся раньше милиции чекист Агранов.
А что там было записано на этих листках большая тайна есть.

Точно также (в смысле натягивания той  же самой Совы на тот же самый  Глобус)
выглядит и рассказ Полонской про то, что 12 апреля (т.е. в день, когда Предсмертное Письмо и было написано)
Маяковский ей позвонил и рассказал, что "включил ее в свою семью".
Совершенно дикая информация, скорее всего, озвученная Полонской для объяснения даты Предсмертного Письма.
Создается такое впечатление, что само "мероприятие" первоначально планировалась именно на 12 апреля,
но что-то у них там не срослось.

--- Почему-то, нет в Деле и допроса книгоноши Лаптева, принесшего Маяковскому труды Ильича,
буквально за несколько минут до "самоубийства".

--- Не были также допрошены ближайшие друзья Маяковского, например, Асеев и Катаев.
Хотя, по воспоминаниям все той же Полонской, 13 апреля, как раз накануне самоУбийства,
на вечеринке у Катаева Маяковский напился и размахивая револьвером грозился застрелиться.
Резонно было бы поинтересоваться у присутствовавших там гостей про подробности вечеринки,
т.е. размахивал ли Поэт или не размахивал, грозился ли застрелиться или же не грозился?

---Исчез из дела Маузер, заявленный как орудие самоубийства, замененный почему-то каким-то "левым" браунингом.
(Из ДОКУМЕНТОВ, кстати, совершенно непонятно  какую именно модель Маузера
обнаружил возле трупа дежурный следователь 39-го отделения милиции тов.Синев.
В протоколе написано просто : "револьвер системы "Маузер", калибр 7,65 № 312 045.
И далее "этот револьвер взят т.Гендиным".
С какого, собственно перепугу, интересно, контрразведчик забирает с места преступления главнейшую улику?

Кстати, Маузер достаточно мощное оружие с дальностью стрельбы некоторых моделей до 1000 м!
Поэтому для "самоубийства" , по мнению следствия, был задействован специальный патрон малой мощности.
(Видимо, для того, чтобы пуля не прошила тело насквозь, что, должно было бы затруднить проведение баллистической экспертизы).
Понятно, что самому самоубийце такие технические тонкости про мощность и баллистику должны быть до лампочки !

---Не приводилась также экспертиза одежды, например, рубашки, на наличие следов пороха на ткани.
(При выстреле в упор на одежде обязательно должны были бы остаться соответствующие следы.)

КСТАТИ, когда,  лет через 60, такую экспертизу все-таки провели, то следов пороха на рубашке не обнаружили.
Эксперты, явно были человеками предвзятыми
(т.е. стремились опровергнуть версию Убийства Поэта, появившеюся по время "демократии"),
поэтому объяснили свои результаты очень забавно: типа у Маяковского ноги были короткие, зато руки длинные.
Так вот, Поэт перед выстрелом  отвел свою длинную руку с пистолетом подальше от тела, отсюда и получился такой эффект.
"Эксперты", кстати, как-то совсем подзабыли, что Маяковский был Левша.
И еще, видимо, Эксперты не знали, что длина ствола маузера, в зависимости от модели, может достигать  30 см .
Это какой же длины должна быть эта-самая левая ручища, чтобы выстрел в сердце не выглядел, как выстрел в упор?

И еще, КСТАТИ, исследуемая рубашка более 60 лет валялась непонятно где и, вообще, совсем не факт,
что "эксперты" исследовали ТУ САМУЮ рубаху, какую надо.
Они ее идентифицировали ПО ФОТОГРАФИИ ( это где мертвый Маяковский на диване!)
В каком, извините дурдоме подобных экспертов готовят, интересно?

Тогда же "специалисты" провели почерковедческую экспертизу Посмертного Письма.
Вывод тоже звучит, почти афористически:
"Этот текст выполнен Маяковским В.В, под влияние каких-то факторов, "СБИВАЮЩИХ" его привычный процесс письма,
в числе которых наиболее вероятным является необычное психофизиологическое состояние, связанное с волнением" .

(Цитата точная)
Если перевести на нормальный язык, то будет что-то типа -
"это писал, вроде как, Маяковский, хотя и не так чтобы очень похоже, поскольку автор текста, видимо, сильно волновался".

---Вскрытие тоже проводилось с узкоспециализированной задачей, чтобы, только лишь, подтвердить или опровергнуть
наличие  у Маяковского сифилиса. Да и тут инициатива исходила не от следователя, а от друга Поэта Владимира Сутырина.
(По ходившим тогда слухам, именно сифилис мог стать причиной самоубийства Поэта.)

Следствию же еще в день самоУбийства сразу стало все предельно ясно.
(Если сами и убили, тогда конечно! На фига какие-то там вскрытия еще проводить!)

В общем, вместо нормального расследования - абсолютный бардак,
организованный явными неумехами, халтурщиками и совершенными дураками,
просто демонстративно нежелающими проводить нормальное следствие.

ВПРОЧЕМ, есть такая общая мысль, что если серьезные люди от Власти, ведут себя как дураки,
то, скорее всего, мы просто не очень понимаем их реальные цели и задачи.
Так, видимо, было и в этом случае.
Если предположить, что Маяковский не покончил с собой, а как писал его друг, Сергей Эйзенштейн -
" его надо было убрать и его убрали",
то многие противоречия следствия снимаются и все сразу же становится на свои места.










Впрочем, ОСТАЕТСЯ ВОПРОС - если это было убийство, то КТО и ЗАЧЕМ  "убрал" Маяковского?

Вот, Михаил Булгаков, непревзойденный мастер Маниппеи,
в  "Мастере и Маргарите", например, "убивает" предателя Иуду как раз 14 числа весеннего месяца Нисана
(т.е. как раз 14 апреля, если по-нашему.)

"- Да, Афраний,-говорит Пилат тогдашнему Чекисту Афранию,- вот что внезапно мне пришло в голову: не покончил ли он сам с собой?
- О нет, прокуратор, - даже откинувшись от удивления в кресле, ответил Афраний, - простите меня, но это совершенно невероятно!
- Ах, в этом городе все вероятно! Я готов спорить, что через самое короткое время слухи об этом поползут по всему городу."

(М, Булгаков. "Мастер и Маргарита".)






Булгаков изображает Маяковского





Тут надо заметить, что Булгаков Маяковского не любил и презирал, а Маяковский Булгакова, просто, ненавидел!
(Ну, как бездарь ненавидит Гения и Стукач ненавидит Порядочного Человека).

Вот, например, после  постановки в "Художественном Театре"  "Белой гвардии" Маяковский просто озверел.
Ну, поскольку его пьесы в постановке дегенерата Мейерхольда нормальный народ не смотрел,
а тут был явный и совершенный успех (Даже сам Вождь смотрел "Белую Гвардию" 14 раз!)

Вот, фрагмент из его диатрибы, в популярном тогда стиле "Политический Донос" по сему поводу:

"На генеральной репетиции с публикой, когда на сцене появились белогвардейцы,
два комсомольца стали свистеть и их вывели из зала.
Давайте я вам поставлю срыв этой пьесы — меня не выведут!
200 человек будут свистеть и сорвем, а скандала, и милиции, и протоколов не побоимся!

Товарищ здесь возмущался: «Коммунистов выводят. Что это такое?!».
Это правильно, что НАС выводят.
МЫ случайно дали возможность, под руку буржуазии, Булгакову пискнуть — и он пискнул.
А дальше МЫ не дадим…

Запрещать пьесу не надо. Чего вы добьетесь запрещением?
Что эта «литература» будет разноситься по углам и читаться с таким удовольствием,
как я 200 раз читал в переписанном виде порнографию Есенина

А вот, если на всех составлять протоколы, на тех, кто свистит,
то введите протоколы и на тех, кто аплодирует»


Булгакова будут читать как порнографию? Сильно сказано!

Кстати, сам Маяковский был дворянином, в Партии никогда не состоял, поэтому его:
"Мы (т.е. коммунисты!)... дали возможность Булгакову пискнуть....А дальше не дадим"-
это вообще, он про что?
В смысле, "А ты, вообще, кто такой?", как говорил Паниковский.

Отсюда, собственно, и Булгаковское ИУДА, что даже сильнее и точнее, чем "поэт подонков" Ходасевича
или Бунинское "самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства"

"Думаю, что Маяковский останется в Истории литературы большевистских лет,
как самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства,
по части литературного восхваления его и тем самым воздействия на советскую чернь"

(Иван Бунин "О Большевиках и Маяковском")

И еще раз Владислав Ходасевич:
"Маяковский - поэт рабочего класса? Вздор!Он был и остается поэтом  подонков,
бездельников, босяков просто и "босяков духовных".







"Семья" Маяковского у его гроба. Ося, Лиля, Мама - Александра Алексеевна и Сестры Ольга и Людмила.
Веронике Полонской Лиля велела на похороны не приходить, чтобы не расстраивать его Маму и Cестер,
поскольку, по ее словам, они считают именно Полонскую виновницей смерти Маяковского








В принципе, в самом конце 20-х годов наметилась тенденция очистки Культуры
от наиболее оголтелых революционных паразитов от Искусства.(Креаклов, если по-теперешнему!)
Отставка Луначарского в сентябре 29-го это очень знаковый момент, наметившейся чистки в этой области.

Сам Владимир Владимирович в тогдашней партийно-художественной номенклатуре мало чего значил.
(Он, как известно, не был даже членом ВКП(б).  И не потому, что не хотел, а потому что не брали!)
А когда его Патрона Луначарского "ушли", то "крышевать" его уже больше было некому.
В печати  стали  появляться даже некие диатрибы в его адрес, типа "буржуазный попутчик", "люмпен-интеллигент",
"отрыв от пролетариата и его партийного авангарда" и пр. пр.
В общем, его очередь, видимо, была следующей.
А проблемы тогда решались достаточно жестко и весьма радикально, как известно.
Как, например, с тем же Есениным пять лет назад).










Вот, его другана Мейерхольда "крышевали" более серьезные товарищи. ( Те же Каменев-Зиновьев-Рыков, к примеру).
И потому его очередь пришла несколько позже, когда этих товарищей "разоблачили" и постреляли.








Диагноз «устойчивая революционная шизофрения на почве театрального самомнения"
(шутка из того времени)









"Сегодня это лишь бутафорские двери,
А завтра былью сменится театральный сор.
Мы это знаем.
Мы в это верим».

(Маяковский "Мистерия Буфф")





Иными словами, Времена сильно изменились, Троцкистов потихоньку стали вытеснять Сталинисты,
и нужда в подобном "поэте подонков" отпала.
ЛЕФ-РЕФ прикрыли, НЭП сворачивается, Коллективизация и Первая Пятилетка в разгаре,
надо было работать а не с "маузером в руке" по улицам бегать.

А в те, почти уже былинные времена, вопросы завсегда решались кардинально.
("Пилат" намекнул - "Афраний" сделал, если метафорически, по Булгакову).

Как тут не вспомнить сурового чекиста Михаила Горожанина, упавшего в обморок
от одной только  мысли, что его могут как-то "пристегнуть" к самоубийству Маяковского.










Не исключено, впрочем, что все вообще было совсем просто и и незамысловато до безобразия.
Самая простая версия состоит в том, что Маяковского убили его же друганы из ОГПУ по просьбе Бриков.
(Тоже, типа по дружбе!) А интерес тут был простой и чисто меркантильный, т.е. присвоить себе  Активы Маяковского.
Кстати, именно подобным "бизнесом" Ося с Лилей и занимались в самом начале НЭПа, работая в Спекулятивном Отделе ОГПУ.
Т.е. по наводке друзей-Чекистов, они шли к НЭПманам, вызвавших у Чекистов определенный интерес и брали у тех
 на хранение ценности, чтобы помочь-уберечь их от конфискации,  в случае ареста.
 НЭПманов в ЧК шлепали, а ценности оставались Брикам, которые, понятно, делились с кем надо.

Хотя, более правдоподобный вариант состоит, видимо,  в том, что Маяковский слишком уж задружился со спецслужбами,
что полезно для благосостояния и карьеры, но часто крайне вредно для здоровья.

Этот знаменитый Пролетарский Поэт, вообще, вел роскошный, для своего времени, образ жизни.
И не совсем ясно, на какие, собственно, шиши он мог себе это позволить.
Он свободно ездил по всяким-разные Америкам-Мексикам и Европам
(В среднем, примерно, по 3 месяца в году проживал по разным Заграницами!)
Это в те-то времена, когда на выезд требовалось чуть ли ни разрешение ЦК?!)
Предпочитал самые дорогие отели и рестораны и вообще не любил в чем-либо себе отказывать.
Естественно, что для такого образа жизни надо было иметь серьезные деньги, причем, в валюте.
А Маяковский, кроме всего прочего, был, игрок. Много денег спускал за карточным столом или в рулетку.
(Считать, что его книги были бестселлерами за границей, как-то несерьезно!)






В Америке. 1925 год.

В Мексике с мексиканским коммунистом Франциско. 1925 год

В Праге. 1927 год.


в Париже 1928 год

С Осей. Берлин 1926 год.




Так за эти-самые "непонятные шиши" надо было как-то рассчитываться, все-таки.
Среди его приятелей и друзей было уж как-то слишком много Чекистов,
причем, не простых Чекистов, а Чекистов  из Иностранного Отдела ОГПУ и Нелегальной разведки того же ОГПУ.
(Например, Горб, Горожанин, Эльберт).
С тем же Львом Эльбертом, по воспоминаниям знакомых, он постоянно вел многочасовые беседы "за жизнь".










Впрочем, прямых доказательства его сотрудничества с ОГПУ нет.
Представляется так, что несмотря на то, что все-сплошняком вокруг него были либо штатными работниками ОГПУ,
либо секретными сотрудниками того же ведомства, как, например, Ося c Лилей или тот же Кольцов-Фридлянд,
только Он-один был этаким Рыцарем Революции без страха и упрека, в белом фраке с цилиндром на изготовку.
Типа, только стихи писал и картинки рисовал.
Хотя некоторые моменты из его биографии, вызывают у особо въедливых исследователей самые нехорошие подозрения на его счет.

Вот, например, 24-м году большевиками была создана в Нью Йорке странная-такая Внешнеторговая Организация "Армторг"
под руководством сиониста-социалиста и личного друга Троцкого Исайи Хургина.
Эта контора занималась крупным полу-легальным бизнесом , а также являлась  базой для подпольной работы Коминтерна и ОГПУ в Штатах.
Там крутились очень серьезные деньги, в том числе, понятно, и частные (НЭП на дворе, знаете ли...)

Самый Цимес этой организации был в том, что в СССР тогда существовала Госмонополия на внешнюю торговлю,
а поскольку дипотношений между СССР и США тогда не было, то бизнес Армторга с американскими фирмами,
вроде как, был совсем даже и не внешняя торговля.
В общем, такой прообраз нынешних офшоров с достаточно мутноватым юридическим статусом.

Сам Исайя Хургин писал:
"Самостоятельные действия хозорганов в Соединенных Штатах, где у нас нет формального представительства,
представляют из себя фактический прорыв монополии внешней торговли. Получается нечто вроде ПРЕМИИ за непризнание.
Порядки, недопустимые в стране, где мы признаны (... ОТСУТСТВИЕ КОНТРОЛЯ со стороны Наркомвнешторга и проч.)
оказываются узаконенными в стране, где нас не признают."


Вот, летом 25-го года на смену (или, скорее, в помощь!) Хургину в Штаты был отправлен бывший зампред Реввоенсовета
(т.е. бывший зам. Троцкого!), видный большевик, Эфраим Склянский.











А за компанию с ним туда же поехал и Маяковский, типа чтобы почитать свои стихи американцам.
Исайя Хургин, собственно, и организовал ему эту поездку, а также добился для Маяковского визы и поселил его, вместе со Склянским, в своем доме.
Хургин вообще был человеком  образованным: математик, астроном, экономист, прекрасно разбирался в Искусстве и Литературе.
Вот, на почве литературы, судя по всему, они с Маяковским и задружились.
Ну там, стихи друг другу читали, песни пели, на звезды смотрели...
Зачем же еще нужно было Маяковскому в Америку ехать то!
Ну, а в августе того же года, в результате, несчастного случая, оба руководителя Армторга
(отец-основатель Исайя Хургин и вновь назначенный руководитель Эфраим Склянский)
скоропостижно потонули, во время катания на лодке по местному озеру, вблизи Нью Йорка.











"Розы от Троцкого на Первой в этой стране нерелигиозной траурной церемонии Агентов Красных"- писали тогда американские газеты.
..."Тела погибших были кремированы, а урны с прахом покойных были отправлены в Москву специальным судном "

В Нью-Йорке Маяковский провел много часов у гроба погибших Хургина и Смелянского,
выступал на панихиде, провожал урны на прибывший за ними советский теплоход.
В Москве состоялись торжественные похороны и был объявлен траур.
На похоронах присутствовало все правительство, за исключением Сталина.
С большой речью выступил Троцкий.













В общем, впечатления от всей-это истории самые нехорошие.
Видимо, Маяковский тогда узнал много-чего такого, чего ему знать было не положено.

КСТАТИ, именно тогда Он и познакомился с американской Элли Джонс
(тоже, вряд ли, совсем уж случайным человеком!),
приставленной к нему в качестве переводчика, и закрутил с ней роман.
Элли Джонс потом рассказывала, что "Маяковский знал правду, знал, что смерть эта не случайна"
(Ну, то, что "не случайна" это не понял только слепой и глухой,
но не исключено, что Маяковский еще знал и другие, какие не следует, подробности.)












По любому, достаточно странный контакт, учитывая Место, где они познакомились.
Причем, как выяснилось впоследствии,  про него даже ОГПУ не было в курсе,
пока в 28-м году Маяковский этот контакт не реанимировал, специально съездив для того в Ниццу,
где встретился с Элли Джонс и впервые увидел свою трехлетнюю дочку.

Паранойя  советских спецслужб - дело известное.
Люди тогда получали Вышку или, если повезет, двузначные Срока, просто за связь с иностранцем.
А тут еще разъезды по заграницам в компании с высокопоставленными Троцкистами,
Какие-то дети от русских эмигранток...

Показательно, что представители Внешней Разведки, Контрразведки, ИНО ОГПУ и Оперативного Отдела ОГПУ
(причем, представители, отнюдь, не рядовые, а вплоть до генералов!) после смерти Поэта
очень тщательно, еще до приезда милиции, перетряхнули обе квартиры Маяковского.
Что они там в них искали, сие большая тайна есть.

ВПРОЧЕМ, если рассматривать ситуацию по большому счету, опять же, чисто-философски,
то какие-то там конкретные шашни Маяковского с ОГПУ-шниками не так уж и важны, на самом деле.
Он, просто, слишком близко подошел погреться к Адскому Огню Пламени Революции.
Вот, и опалил себе крылышки.
А не надо было подходить.

Максима про Игру в Карты с Дьяволом, ему как литератору и прожженному картежнику,
должна была бы  быть, ой как хорошо известна!










Tags: искусство, личности
Subscribe

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments