Александр Майсурян (maysuryan) wrote in foto_history,
Александр Майсурян
maysuryan
foto_history

Categories:

День в истории. Великий мировой кризис туалетной бумаги :)


Давка в очереди за туалетной бумагой в токийском супермаркете. Япония, 1 ноября 1973 года

31 октября 1973 года один из японских министров выступил по телевидению, и попросил, чтобы японцы использовали туалетную бумагу экономнее. Это было, возможно, наименее удачное выступление в его жизни.
На следующий день, 1 ноября, сотни людей выстроились в очередь возле супермаркета в Осаке, и скупили там всю туалетную бумагу. Когда об этом сообщили в новостях, примеру Осаки последовали и другие японские города. Другой чиновник 2 ноября попытался исправить ошибку своего коллеги, уверяя телезрителей в том, что туалетной бумаги в Японии ещё много, и просил их успокоиться. Это было примерно как плеснуть в пожар керосина. Тысячи людей по всей стране ринулись в магазины и стали запасаться бумагой и бумажными салфетками на годы вперёд.
Вскоре эта новость достигла другого берега Тихого океана – американские информагентства сообщили о нехватке туалетной бумаги и бумажных салфеток в Японии. Возможно, данная новость прошла бы незамеченной, но на неё обратил внимание Харольд Вернон Фролич, 41-летний конгрессмен-республиканец, который представлял в Конгрессе район в Висконсине, покрытый густым лесом. Он заметил, что за последнее время начал получать жалобы от своих избирателей об уменьшенном потоке древесной массы. Фролич обнародовал документ, который указывал на то, что Национальный закупочный центр не удовлетворил заявку на обеспечение туалетной бумагой войск и чиновников. 11 декабря конгрессмен сделал ещё одно, более серьёзное заявление: «США могут столкнуться с серьёзной нехваткой туалетной бумаги в течение нескольких месяцев… Мы надеемся, что нам не придётся выдавать туалетную бумагу по карточкам… Касательно дефицита – это не шутка, а реальная проблема, которая потенциально может коснуться каждого американца». Эти слова стали искрой, от которой разгорелась паника...
Тут следует заметить, что в октябре 1973 разразилась война Судного дня, взлетели цены на нефть, и почва для подобных известий была чрезвычайно благоприятная. Популярный тележурналист Джонни Карсон (1925—2005) подхватил слова конгрессмена и пошутил о дефиците туалетной бумаги в своём телевизионном ток-шоу The Tonight Show («Сегодня вечером»), одной из самых рейтинговых программ на тогдашнем американском ТВ: «Все знают, что сегодня мы испытываем нехватку некоторых продуктов, – сказал он 20 миллионам зрителей. – А вы слышали последние новости? Я не шучу. Я читал об этом в газетах. Сейчас наблюдается дефицит туалетной бумаги!».


Телеведущий Джон Карсон, чья неудачная шутка вызвала общеамериканский дефицит туалетной бумаги

После этого миллионы американцев дружно ринулись сметать с полок магазинов туалетную бумагу. Не помогло и то, что Карсон уже на следующий день заявил, что его слова были всего лишь шуткой и он не хотел вызвать панику: дефицит продолжался. «Я слышала об этом по новостям, поэтому решила купить 15 рулонов», – сказала «The New York Times» одна покупательница. Другая заявила: «На вечеринку в честь рождения своего будущего ребёнка я попросила гостей принести туалетную бумагу». Поскольку люди старались закупить бумагу в астрономических количествах, многие магазины ввели ограничение: не более двух рулонов в руки, и вдвое повысили цену. Но это не помогало. Ещё несколько месяцев туалетная бумага оставалась дефицитом, возник даже её чёрный рынок. Ажиотаж начал спадать только в феврале 1974 года...

Чем эта история поучительна для нас сейчас?
Нас настойчиво пытаются уверить, что подобные дефициты при «рынке» якобы невозможны. Как видим, вполне возможны.
Более того, они только и возможны, пока в экономике сохраняются волны спроса-предложения, а это родовая черта рынка, его типичное и неотъемлемое свойство.
Кстати, именно поэтому в СССР в качестве эпохи самого острого дефицита запомнились 1989–1991 годы, когда был объявлен «переход к рынку» и свобода для «кооператоров» (мелкого бизнеса), но вместо ожидаемого изобилия из магазинов сначала пропал сахар, потом мыло, а затем стали исчезать почти все продукты подряд. Их стало можно купить только на базарах, по рыночным ценам. Затем, с 1992 года, прилавки снова наполнились, но только за счёт многократного взлёта цен и того, что столы и холодильники многих граждан опустели, а сбережения населения превратились в пыль...
Такие дела.
Tags: 1970-е, история США, история Японии, текст, экономика
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments