alex_mandel (alex_mandel) wrote in foto_history,
alex_mandel
alex_mandel
foto_history

Category:

Сокровища парохода «Арабия», наши дни

Американский речной пароход «Арабия» (постройки 1853 года), картина художника Gary Lucy.

Картина изображает пароход перед крушением, которое произошло вечером 5 сентября 1856 года. «Арабия»,
идя вверх по реке Миссури, у города Парквилл столкнулась с топляком (массивная притопленная коряга)
и быстро затонула. При этом всем людям, находившимся на борту, удалось спастись; единственной жертвой
стал перевозимый на палубе мул, которого в спешке и панике не успели отвязать:

1.


При катастрофе, однако, были потеряны около 200 тонн самых разнообразных грузов, которые предназначались
для переселенцев, осваивавших и застраивавших т.н. «Дикий Запад». Попытки извлечь эти грузы из остова
затонувшего парохода предпринимались неоднократно; энтузиазм искателей подогревали рассказы о том что
судно перевозило драгоценности, а также 400 бочонков виски.

Но все эти попытки неизменно оканчивались неудачами - вплоть до зимы 1988-1989 года… В ту зиму археологи-
любители подняли на поверхность много сохранившихся частей судна и почти весь его груз – оказавшийся
самой крупной коллекцией предметов быта и инструментов периода, предшествовавшего Гражданской войне
в США.

Сегодня большинство этих находок хранится в музее «Сокровища парохода Арабия» в Канзас Сити
(штат Миссури)…

2. Музей "Сокровища парохода Арабия" в Канзас Сити:


Для своего времени «Арабия», построенная в 1853 году, была довольно крупным деревянным речным
пароходом длиной 55 метров, с бортовыми колесами, приводимыми в действие двумя паровыми машинами,
работавшими от трех цилиндрических котлов (топившихся дровами).
Название парохода намекало на популярную в среде речных капитанов поговорку: "Хорошо построенный
пароход пойдет и по пескам Арабии!".

В 1853—1856 годах пароход совершал рейсы по рекам Огайо, Миссисипи и Миссури. Его пассажирами были
в основном переселенцы и военные, постепенно перемещавшиеся на запад в процессе освоения новых территорий.
В последнем рейсе на судне было 130 пассажиров «каютного» (высшего) и «палубного» (низшего) классов.
Что же касается грузов, то они были размещены на пароходе вот так (схема из музея «Сокровища парохода
Арабия», Канзас Сити, штат Миссури):

3.


Затонувший пароход довольно быстро погрузился в донный ил - пополнив армаду из примерно 400 пароходов,
затонувших на реке за период расцвета судоходства по ней (в основном 19 век). А за последующие десятилетия
русло Миссури постепенно сместилось на восток – в результате как естественных процессов (наводнения,
засухи…), так и усилий Инженерной Службы Армии США – которая неоднократно проводила гидротехнические
работы на реке, с целью облегчения судоходства.

В итоге к 1980-м годам корпус «Арабии» находился уже не на дне реки, а на фермерском кукурузном
поле - в полумиле от берега и под пятнадцатиметровым слоем многолетних наносов.

Там его и нашли (с помощью магнитометра и многократного пробного бурения) энтузиасты-искатели
сокровищ в 1987 году: семья Хоули (Боб, его сыновья Грег и Дэвид) и их друзья и бизнес-партнёры
Джерри Мэкки и Дэйв Латтрелл:

4. Положение корпуса парохода "Арабия", установленное в 1980-е годы (на карте обозначено красной звездочкой,
можно оценить расстояние до современного русла реки):


Договорившись с Норманом Сортором – фермером-владельцем этого поля (в обмен на 15% выручки
от продажи всего, что будет найдено), зимой 1988—1989 года они начали раскопки.

С технической точки зрения, задача была весьма сложной из-за грунтовых вод – их уровень проходил
на глубине примерно 2 метра под поверхностью поля, что потребовало масштабных и дорогостоящих
работ по отведению воды. Из-за этого стоимость работ многократно превысила первоначальные оценки;
операция в итоге обошлась в сумму около миллиона долларов. Она проводилась открытым способом – т.е.
на поле был вырыт гигантский котлован, размерами почти со стадион. Чтобы отвести из него воду,
по его периметру были сделаны 20 65-футовых скважин, из которых насосами непрерывно откачивалась
вода.

Раскопки начались 13 ноября, а 26 числа удалось достигнуть корпуса парохода… и вот что предстало
перед глазами людей через 132 года после его гибели:

5.


30 ноября 1988 года была поднята на поверхность первая находка - пара резиновой обуви, а 5 декабря –
первый ящик с грузом (фарфоровая ваза в упаковке). Очень скоро искатели осознали меру своего везения:
из-за быстрого погружения корпуса в ил, где грузы находились без доступа кислорода и света, их сохранность
была поразительной; многие предметы после очистки от ила выглядели как новые.
Для обеспечения их дальнейшей сохранности проводилась первичная консервация при низкой температуре;
весь процесс поиска, подъёма, и сортировки грузов «Арабии» занял три месяца, и несмотря на тяжелые
физические условия работы в холоде и воде счастливая команда искателей вспоминала об этом времени
как о «трех месяцах непрерывного Рождества»:

6.


Помимо грузов, которые вез пароход, были подняты его котлы, одна из двух паровых машин (первую успели
поднять вскоре после крушения), части гребных колес, кабестан и ряд других деталей, и обнаруженная
в трюме коряга – которая, проломив обшивку, и потопила пароход. Его деревянный корпус под тяжестью
грунта подвергся сильной деформации и разрушению; лучше всего сохранилась кормовая часть, ее тоже
подняли – отделив от останков корпуса.

11 февраля 1989 года команда Хоули отключила насосы, за нескольких часов вода полностью заполнила
котлован - снова скрыв то что еще оставалось от парохода...

7.


Исходно, цель проекта определялась как коммерческая – команда планировала заработать на распродаже
найденного. В ходе раскопок, однако, они пришли к убеждению что найденное на «Арабии» представляет
большую историческую ценность именно как целостная коллекция. В итоге было решено отказаться от продажи
находок, и создать для них специальный исторический музей.
С этим согласился и фермер Н.Сортор, которому принадлежало поле: он взял себе лишь «двадцать пять вещиц
для внуков», отказавшись от ранее оговоренной доли в прибыли от продажи артефактов.

Музей, построенный на городском рынке Канзас Сити усилиями команды искателей, обошелся в 750 тысяч
долларов и был открыт в 1991 году.

Итак, пройдемся по этому Музею… Все фото мои, кликабельны, сделаны в 2017-2020 годах.

8. Входной павильон музея, вид со стороны городского рынка Канзас-Сити:


9. Восковая фигура капитана парохода в вестибюле:


10. Кормовая часть и руль парохода сохранились лучше чем остальной корпус; ее отделили и подняли,
теперь она - часть экспозиции:


11.


12.


13.


14. Общий план музея:


Поднятые с парохода предметы размещены в нескольких залах. До помещения в экспозицию с ними проводится
длительная и кропотливая работа по очистке и консервации. В результате они выглядят вот так:

15.


16.


"Арабию" недаром иногда называют "Уолмартом 1850-х"... разнообразие перевозившихся ей товаров и
предметов поражает, и действительно напоминает современный универсальный магазин; пароход перевозил
все, в чем только могли нуждаться переселенцы, осваивавшие Дикий Запад.

Кстати, изучение предметов, поднятых с парохода, существенно скорректировало представления историков
(и в целом современных людей) на быт американских поселенцев "фронтира". Вопреки уже канонизированному
(и несколько карикатурному) легендарному представлению, сложившемуся в основном по голливудским вестернам
и комедиям, о крайней примитивности быта новых городков на Диком Западе, грузы с парохода доказывают
что быт там отнюдь не был столь уж "диким".

В регионе пользовались спросом и доставлялись туда многие продукты современной цивилизации, включая
весьма дорогие и утонченные предметы быта и даже роскоши - от дорогой изысканной стеклянной и фарфоровой
посуды, украшений и одежды до косметики и деликатесов, в том числе консервированных - включая устрицы,
сыры, соусы, кофе и сигары, консервированные фрукты и овощи, притом не только американского, но и
импортного происхождения.

Например, в числе грузов были консервированные огурцы в бутылках, приготовленные в Нью-Йорке - и
консервированные вишни в коньяке, изготовленные во Франции. Один из искателей - Джерри Мэкки - не
удержался, вскрыл одну банку и попробовал огурцы урожая 1855 года. И они оказались вполне съедобными.

17.


Кроме самих продуктов, на «Арабии» были найдены и специальные патентованные банки для консервирования
с многоразовыми металлическими крышками, которые герметизировались горячим воском. Ручки и другие письменные
принадлежности. Разумеется, разнообразное оружие и порох. Медикаменты...

18.


19. Утюги, кухонная утварь и всевозможные скобяные товары и инструменты... Целые сборные дома из
предварительно произведенных типовых элементов:



И даже специальные наборы винтов для завинчивания гробов (!) - обычными гвоздями поселенцы обходиться
не желали:

20.


Так что, знаменитая любовь американцев к бытовым удобствам - отнюдь не новое явление; уже
в середине 19 века поселенцы, осваивавшие Дикий Запад, с самого начала старались устраиваться
с комфортом...

21.


22.


23.


24.


25. Обувь, и другие изделия из кожи и материи - одежда, седла, и прочее...


26.


27. И много, много пуговиц - самых разных... были востребованным товаром:


28. Ключи, замки, и всевозможные прочие нужные бытовые предметы:


29. Всевозможные инструменты для поселенцев - пилы, топоры, точильные круги, кирки, долота,
рубанки, и многое прочее...


30.


31. Часть предметов помещена в среду, где они в те времена продавались - своего рода имитация
магазинов и лавок всего-чего-угодно на американском Западе середины 19 века:


32.


33. Не была забыта и пища духовная и информационная... в числе всего прочего, пароход вез и набор
типографского шрифта для издания на новом месте газеты:


34. Количество поднятых с парохода предметов (особенно мелких) столь велико, что кропотливый процесс
их каталогизации, консервации и реставрации продолжается и по сей день. Для этого в Музее устроена
специальная лаборатория, на которую есть вид из одного из залов - так что посетители могут вживую
наблюдать процесс реставрации находок, и занятых им сотрудников Музея за работой:


В последнем, самом большом зале Музея выстроен макет палубы судна в натуральную величину - на котором
установлены сохранившиеся судовые механизмы, и другие экспонаты. Например, 3 котла парохода были найдены
вот в таком виде (котлы - в верхней части снимка):

35.


А теперь, в этом зале, они выглядят вот так:
36.


37. Возле механизмов судна - пояснение принципа их действия, некоторые презентации интерактивны,
можно нажать на соответствующий пункт и прочитать пояснения. Вот, например, о котлах:


38. Вал, на котором монтировалось одно из гребных колес парохода:


39. А вот и бревно, пробившее обшивку и потопившее пароход - оно было найдено в его трюме:


40. Печальный экспонат - тот самый мул, ставший единственной живой душой, погибшей с пароходом...
Был найден на палубе, до сих пор под седлом:


41. Экспонат, сохранившийся от одной из ранних попыток добраться до парохода и его грузов - секция
трубы-лаза, через которую искатели вели работы в 1897 году:


42. "В поисках виски" (тех самых 400 бочонков); схема, показывающая как проводились те работы:


Увы, бочонков с виски так и не нашли. Возможно что они были извлечены "черными старателями" очень вскоре
после гибели судна - пока оно еще не погрузилось в ил глубоко, а может - всплыли и уплыли вниз по течению...
И те, кто их выловил и выпил - никому ничего лишнего не сболтнул (и уже не расскажет...)

Это вполне возможно, ибо река - не море, и множество грузов, которые перевозились в те времена
миссурийскими пароходами, укладывалось на палубах примерно так:
43.

Так что вполне могло уплыть, да...

По периметру «палубы» устроены витрины, также заполненные предметами с «Арабии», и в целом иллюстрирующие
историю и быт пароходного сообщения по американским рекам в середине 19 века.

44.


45.


46. Кабестан и якорь с "Арабии" на носовой части "палубы":


47. Сохранившаяся паровая машина "Арабии" присоединена к полноразмерной реплике ее гребного
колеса, и медленно "вращает" ее в специально сделанном бассейне в часы работы музея (на самом деле,
конечно, колесо вращает современный электромотор):


48.


49.


50. Дополнительный "бонус" к экспозиции про "Арабию" - паровая машина, поднятая с другого речного парохода
"Missouri Packet", тоже погибшего на реке - но гораздо раньше, в мае 1820 года. Вероятно, наиболее старая
сохранившаяся пароходная паровая машина, поднятая с погибшего судна:


Вот такой музей - один из многих хороших музеев в Канзас Сити. Хороших выходных :)
Tags: 1850-е, 2010-е, XIX век, США, авторские фотографии, история США, музеи, реки, техника, транспорт, флот
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments