id77 (id77) wrote in foto_history,
id77
id77
foto_history

Categories:

Яхты последнего русского императора.

Здравствуйте уважаемые.
Думаю, не для кого не секрет, что Династия Романовых (а точнее Гольштейн-Готторп-Романовы) это не просто богатая семья была, а богатейшая. Возможно даже самая богатая к началу 20 столетия на планете. Неудивительно, что у них было много различной собственности, как движимой, так и недвижимой. Про гараж Николая II мы с вами как-то говорили, а вот про яхты, вроде как нет :-)
Давайте вспомним.

Вообще с середины 19 столетия до своего краха у Династии было, если не ошибаюсь, шестнадцать паровых императорских яхт, построенных для Балтийского и Черноморского флотов.
Ну и некоторые достались Николаю Александровичу.
Самой классной и если хотите, "крутой" была, несомненно "Полярная Звезда"

Яхта была заложена на Балтийском судостроительном заводе 20 мая 1888 года в присутствии императорской четы и высших должностных лиц Морского министерства, спущена на воду 19 мая 1890 года. В марте 1891 года принята в состав кораблей Балтийского флота и причислена к Гвардейскому экипажу.
Основные характеристики:
Водоизмещение: 3949 тонн
Размеры: 106,5 х 13,8 х 5,2 м.
Силовая установка: 2 х вертикальные паровые машины тройного расширения, 2 винта
Суммарная мощность силовой установки: 6000 л. с.
Скорость: 17 узлов
Вооружение: 4 х 47-мм пушки Гочкиса
Экипаж: 349 человек, 50 человек прислуги

Императорские покои по своей художественной ценности и комфорту не уступали дворцовым. Обшивка помещений и мебель были изготовлены петербургской фабрикой А. Ф. Свирского. На борту яхты были церковь и даже.... коровник с каютой для коровницы :-)
Активно использовалась царской четой и вообще Династией вплоть до отречения.
Так скажем в 1905 году на борту яхты был подписан Бьеркский договор между германским императором Вильгельмом II и Николаем II.

С 1920 года находилась на консервации.
В начале 1930-х годов переоборудована в плавучую базу подводных лодок. Паровые машины были заменены дизелями (котлы оставлены для отопления). 20 августа 1936 года на яхте был поднят военно-морской флаг СССР.

Во время Зимней войны выполняла роль плавбазы 2-й бригады подводных лодок. Дислоцировалась в Минной гавани Таллина, обеспечивая выходы подводных лодок на боевые задания.
В начале июля 1941 года вместе с подводными лодками перешла в Усть-Лугу, а затем в Ленинград. С 1942 года плавбаза 3-го дивизиона подводных лодок. В 1944 дислоцировалась в Турку и обеспечивала боевую деятельность бригады подводных лодок.

В 1954 году переоборудована в плавказарму, в 1961 году в корабль-мишень для испытания противокорабельных ракет.
В октябре-ноябре 1961 года, при испытании противокорабельных ракет, затонула в Рижском заливе на полигоне Балтийского флота (район островов Кихну, Рухну).

Такая судьба.

Второй по величине была колёсная императорская яхта «Держава»

Яхта была заложена 28 апреля 1866 года в деревянном эллинге Нового адмиралтейства в присутствии императора Александра II и генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича. Её проектировщиком и строителем был генерал-майор Корпуса корабельных инженеров И. С. Дмитриев. Строилась по образцу английской королевской яхты «Victoria and Albert».
31 июля 1871 года состоялся торжественный спуск «Державы», она вошла в состав Гвардейского экипажа.

«Держава», хотя её корпус строился из дерева, отличалась не только передовым для своего времени техническим оснащением, но и особой отделкой помещений для императора и императрицы.
Для императорской четы на верхней палубе «Державы» в кормовой части яхты устроили специальную «царскую рубку», а в носовой — рубку для великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича. На средней палубе располагались каюты для особ императорской фамилии, столовая и каюты для особ «свиты их высочеств». На нижней палубе находились помещения мужской и женской прислуги и экипажа яхты.

Основные характеристики
Водоизмещение стандартное — 3114 т
Длина 95,1 м
Ширина 12,8 м
Осадка 5,5 м
Двигатели 2 паровые машины
Мощность 2 × 360 л. с.
Движитель 2 гребных колеса
Скорость хода 16,72 узла (31 км/ч)

Яхта за время своё службы совершила множество походов по Балтийскому и Северному морям.
Большие размеры яхты позволили иметь на ней во время плаваний большой штат свиты и прислуги, не считая экипажа. В рапорте от 18 января 1888 года командующего Гвардейским экипажем, в состав судов которого входила «Держава», указывалось, что в навигацию 1887 года численность команды составляла 238 человек (из них машинной — 93 человека), а также отмечалось, что во время путешествий на яхте императора «было музыкантов 65 человек, певчих 15 человек, сигнальщиков 10 человек, юнгов 10 человек и, кроме того, царской и вольнонаемной прислуги при высочайших особах и их свите приблизительно 50 человек».

В 1887 году И. П. де Колонг, возглавлявший с 1878 года компасное дело в русском флоте, совместно с Г. Добровым впервые в истории устранили электромагнитную девиацию (влияние судового «железа» на стрелку магнитного компаса) на императорской яхте «Держава», применив магнитное поле соленоидов, питаемых постоянным электрическим током.

В качестве императорской яхты «Держава» просуществовала до 1898 года, после чего была переквалифицирована в учебное судно, в качестве которого несла службу с конца 1905 года под именем «Двина».

Известной была и яхта «Александрия» или точнее — «Александрия II». Самое современное из судов императорской семьи.

Официальная закладка корабля произошла 16 августа 1903 года в Петербурге. Через 13 дней после закладки, 29 августа, яхта была спущена на воду и сразу же причислена к Гвардейскому экипажу, а в 1904 году включена в состав кораблей Балтийского флота.
Это колесная яхта для плаванья в районе Петергофа и финских шхерах. У него была неглубокая осадка - всего 1,83 м. Длина судна составляла 61 м, ширина — 7,9 м, водоизмещение — 501 т. На яхту установили двухтрубную паровую машину мощностью 1107 л.с., что обеспечивала скорость хода 14,5 узлов. Также имелось три мачты.

Именно на «Александрии» последний император России дважды принимал Раймона Пуанкаре, в первый раз в июне 1912 года, когда тот был премьер-министром Франции, а во второй раз в июле 1914 года, уже в качестве президента союзной державы.

В годы Первой мировой войны Николай II только дважды использовал «Александрию». 7 июля 1915 года император на ней сходил в Кронштадт для осмотра вышедших из ремонта крейсеров «Богатырь» и «Олег», а 15 июля посетил броненосец «Цесаревич».

После Февральской революции 1917 года яхта де-факто потеряла статус императорской. В мае 1918 года её включили в резерв минной дивизии Балтийского флота. В апреле 1921 года «Александрию» передали в распоряжении начальника обороны Ладожского озера. В 1922 году её отправили на долговременное хранение в Кронштадтский порт, а в 1927 году разобрали.

Я не зря сделал акцент на то, что предыдущая яхта называлась "Александрия II", ибо была еще и первая "Александрия", хотя справедливости ради, и это не совсем верно. Ибо "Александрий" было три, но не будем углубляться :-)

Эта "Александрия" была создана в Англии на верфи Джона Карла Море в Блекуэлле. Названа в честь супруги Николая I.
Строительство начато 6.05.1851. Спущено на воду это судно 5.08.1851.
После зимовки в Ост-Индских доках «Александрия» пришла в Кронштадт 31 мая 1852 года. После проведения окончательных испытаний в России 1 июня 1852 года яхту включили в состав судов Гвардейского экипажа, переведя на неё опытный экипаж с парохода «Невка» во главе с его командиром капитаном 1 ранга А.Беляниным. 14 июня император Николай I совершил на яхте свой первый поход в Кронштадт.

Трехмачтовая яхта с железным корпусом при водоизмещении 228т имела длину 54,9 м, две паровые машины общей мощностью 140 л.с. вращали гребные колеса. Особо следует отметить малую осадку яхты (1,22 м), предусмотренную контрактом на её постройку и строго соблюденную верфью.
В 1853 году на яхту поставили три однофунтовые медные салютные пушки на лакированных лафетах.
Службу яхта несла более 50 (!) лет. Соответственно ее использовали аж 3 императора.

Яхта в курсировала главным образом между Санкт-Петербургом, Петергофом и Кронштадтом, иногда совершая и более длительные плавания. Всего с 1851 по 1902 год яхта совершила 326 походов.
Неоднократно «Александрия» предоставлялась в распоряжение глав иностранных держав, посещавших Россию: в 1868 году — королевы Дании, в 1872 и 1876 годах — короля Греции, в 1873 году — персидского шаха и в 1876 году — императора Бразилии.

Помимо походов в бассейне Финского залива, на «Александрии» императорская семья совершала плавания по Ладожскому озеру и связанным с ним каналам.
Выведена из состава флота - 31.10.1906

Еще одна яхта - это "Царевна".

Заказана в 1873 году в Англии на заводе «Гулль-Эрмиск» в Гулле. Получила название «Царевна».
«Царевна» имела хорошие мореходные качества. Кроме паровой машины, она несла на своих трех мачтах косые гафельные паруса.

Водоизмещение стандартное — 840 т
Длина 57,2 м
Ширина 8,5 м
Осадка 3,5 м
Двигатели Паровая машина
Мощность 820 л. с.
Движитель 1
Скорость хода 13,5 узлов
Вооружение
Артиллерия Четыре 4-фунтовых орудия образца 1867 года

В кормовой части находилась небольшая рубка, в которой размещался царский салон, отделанный ценными породами дерева. Достаточно скромные императорские апартаменты размещались в жилой палубе. Общая стоимость постройки яхты — 290 тысяч руб.
Числящаяся в списках кораблей Балтийского флота как «собственная его императорского высочества государя наследника паровая яхта», «Царевна» в сентябре 1874 года пришла из Англии в Кронштадт. Вскоре её отправили в Севастополь; вернулась «Царевна» в Кронштадт 26 июня 1875 года.

После вступления на престол императора Александра III в 1883 году «Царевна» практически стала яхтой императрицы Марии Федоровны вплоть до 1889 года. Хотя числилось императорской и как минимум 1 раз Николай II ходил на ней о морю. Но больше, конечно ее использовала его мать. Обычно двух—трехнедельные плавания по финским шхерам проходили в конце июня — начале июля.

Яхта заходила в Котку, Гельсингфорс, Абофиордский залив и доходила до Экенеса.
В 1920-е годы яхту, сданную на хранение в Кронштадтский порт, разобрали на металл.

Ну и, под конец, самый-самый интересный императорский корабль - "Штандарт II".
Единственное в мире судно, которому вручали дважды Гвардейские знамена и трижды переименовывали.

Именно этот корабль был любимым у императора Николая II. А знаменитым ювелиром Фаберже изготовлено яйцо с яхтой «Штандарт».

Яхта была заложена 1 октября 1893 года на датской верфи «Бурмейстер и Вайн» (Burmeister & Wain) по указу Александра III.
Наименование «Штандарт» было дано в честь открытия Россией нового торгового пути через Балтийское море. Предыдущая яхта под наименованием "Штандарт" была выведена из состава флота в 1892 году.

27 ноября 1893 года особым распоряжением генерал-адмирала Великого князя Алексея.
26 февраля 1895 года была спущена на воду.
8 сентября 1896 года «Штандарт», не завершив ходовые испытания, принял на борт Николая II и императрицу Александру Фёдоровну, после этого в сопровождении яхты «Полярная звезда» — ушел в Англию.

«Штандарт» имел 3 мачты, водоизмещение 5480 тонн, длину 128 м, ширину 15,8 м, осадку 6,6 м, проектную скорость 22 узла, 24 котла и 2 винта. Вооружение — восемь 47-мм орудий. Экипаж 373 человека.
Для отделки императорских покоев применялось гораздо меньше различных ценных пород дерева в отличие от «Полярной звезды». Императорские покои отделывались деревом вишни и ореха, а стены в императорских жилых каютах облицовывались тисненой кожей или обтягивались кретоном. Помещения вдовствующей императрицы и великих князей и княжон — березой, столовой — ясенем, а коридоров — дубом, клёном под птичий глаз и белым буком. По особому указу Николая II золочение нигде не применялось. Для отделки помещений экипажа использовались дуб и сосна, окрашенные белой краской.

В кормовой части верхней палубы, традиционно для царских яхт, размещалась большая рубка. В ней находились столовая для официальных приемов, рабочий кабинет и приемная императора. В носовой части верхней палубы, перед первой трубой, располагались штурманская рубка, две рубки для начальствующего состава, над ними — ходовой мостик с рулевой рубкой. На главной палубе (над машинным отделением) находились императорские каюты. Каждый блок кают императора, императрицы и вдовствующей императрицы состоял из гостиной, спальни и ванной. На этой же палубе размещались столовая, салон, каюты великих князей и княжон, офицеров яхты и корабельная кают-компания. На нижней палубе находились каюты для детей императорской фамилии, помещения для прислуги, кубрики экипажа и душевые кабины. На этой же палубе размещались радиорубка, выгородки динамо-машин, мастерские и некоторые кладовые. Ниже этой палубы, в носовой части яхты, находились грузовой трюм и пороховой погреб, а в кормовой — рефрижераторы для скоропортящейся провизии.

Летом 1897 года новую императорскую яхту с кратковременными визитами посетили в Кронштадте: сиамский король, Германский император и Президент Франции. В дальнейшем при посещениях России главами иностранных государств Николай II неоднократно принимал их на борту «Штандарта».
В 1917 году команда яхты принимала участие сначала в Февральской, а затем и в Октябрьской революции. На борту судна размещался центральный революционный орган моряков-балтийцев — Центробалт.
Весной 1918 года «Штандарт» участвовал в «Ледовом походе»: тяжелых ледовых условиях корабль совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт.
В 1918 году потерявшая гвардейский статус и переименованная в «18 марта» (в память о первом дне Парижской коммуны), яхта была законсервирована и надолго встала на прикол в Военную гавань Кронштадта.
В 1933 — 1936 годах на заводе им. Марти (Ленинград) переоборудован в минный заградитель и, приказом командующего Морскими силами Балтийского моря Л. М. Галлера от 22 января 1934 года, переименован в «Марти».

25 декабря 1936 года «Марти» официально вошел в состав КБФ. На судно были установлены новейшие устройства для постановки 320 мин, мощное артиллерийское вооружение (четыре 130-мм орудия главного калибра, семь 76,2-мм универсальных орудий, три 45-мм зенитные пушки и два спаренных пулемета). Были установлены новые паровые машины, обеспечивавшие скорость хода свыше 14 узлов и дальность плавания до 2300 миль.

В 1938 году корабль стал флагманом соединения заграждения и траления Балтийского флота. В 1939 году корабль выполнил постановку мин у побережья Финляндии, за что получил благодарность Военного совета Балтийского флота. Летом 1941 года экипаж «Марти» завоевал переходящее Красное знамя Наркомата Военно-Морского Флота.
Участвовал в Великой Отечественной Войной.

Первую боевую задачу получил 23 июня 1941 года, а 25 июня при выполнении боевого задания заградителем была потоплена первая подводная лодка противника.
В начале ноября 1941 минный заградитель в составе отряда под командованием вице-адмирала В. П. Дрозда принял участие в эвакуации защитников полуострова Ханко. Несмотря на повреждения, полученные при подрыве на мине, «Марти» принял на борт и вывез в Кронштадт 2029 бойцов, 60 орудий, 11 минометов, снаряды и продовольствие и ещё около 800 т груза.
Участвовал в огневой поддержке сухопутных частей.
3 апреля 1942 года, одним из первых на флоте, удостоен звания «Гвардейского».
В 1948 году, после публикации в газете «L’Humanité (Юманите)» статьи Андре Марти с критикой в адрес ВКП (б) и лично И. В. Сталина, вновь сменил название на «Ока», переоборудован в плавказарму, а в 1961 году — в плавучую мишень для ракетных стрельб. Разобран на металл в середине 60-х годов
Надеюсь, вам было интересно :-)
Приятного времени суток.
Tags: история России, монархия, флот
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments