a_i_z (a_i_z) wrote in foto_history,
a_i_z
a_i_z
foto_history

Category:

Подарил портрет государя...

Поэт Николай Гумилёв в 1913 году был участником экспедиции по Абиссинии и после поездки написал стихотворение "Галла",
где есть такие строки - Я бельгийский ему подарил пистолет и портрет моего государя.
Ему – это африканскому вождю, с которым они встречались во время путешествия.
Если предположить, что это не поэтический вымысел и что Гумилёв и вправду путешествовал с царским портретом,
то это точно был не кустодиевский портрет.

       
       
Потому что этот портрет Кустодиев закончил в 1915 году и этот портет стал последним царским портретом.
Называется он до чрезвычайности торжественно и церемониально:
"Портрет Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича, Самодержца Всероссийского".

Ну и полное, на мой взгляд, несоответствие официоза названия и содержания, потому что на картине: не всемогущий царь-государь,
а распрекрасный добрый молодец в красной рубахе (аки финист-ясный сокол), который всех вражьих супостатов, конечно же, одолеет и наступит тогда на Руси всеобщее благоденствие...
Нет-нет, конечно же, никакая это не красная рубаха, а гимнастёрка и шапка – офицера лейб-гвардии императорского Стрелкового полка.

Портрет удивительный.
Вроде абсолютно статичный, а попробуйте отклониться, глядя на него, вправо-влево, он будет следить за вами глазами.
И глаза у Николая II на этом портрете удивительные - чистые, лучистые.

Про глаза 19-летняя Марина Цветаева заметит, когда пойдёт с отцом на открытие Музея изящных искусств в мае 1912 года.
И запишет свои впечатления после того, как Николай II с семейством прошествовал по красной ковровой дорожке мимо приглашённых на открытие.
Справа от царя на ступеньках - Иван Владимирович Цветаев, создатель и первый директор Музея:



Глаза у царя совершенно детские, - запишет Марина Цветаева, - проницательные, каждому казалось - смотрит только на него...
- Папа, а на меня государь посмотрел! - похвастается она отцу.
- Так на тебя и посмотрел? - Честное слово!
Отец философски: - Всё может быть, нужно же куда-нибудь смотреть.
И перенеся взгляд с меня на последний портрет матери, где она так похожа на Байрона: - Вот и открыл Музей...

Кустодиевий портрет маленький 24,7 см х 24,8 см.
Говорят, на фронте в 1915 году в открытках этот портрет расходился по рукам на ура, патриотизм тогда был ещё ого-го...

Кстати, весь интернет забит рассказом Кустодиева по поводу этого портрета (не верьте, это не про портрет):

"Ездил в Царское 12 раз; был чрезвычайно милостиво принят, даже до удивления, может быть, у них теперь это в моде — «обласкивать»,
как раньше «облаивали». Много беседовали — конечно, не о политике (чего очень боялись мои заказчики),
а так, по искусству больше — но просветить мне его не удалось — безнадежен, увы.
Что еще хорошо — стариной интересуется, не знаю только, глубоко или так — «из-за жеста».
Враг новшества, и импрессионизм смешивает с революцией: «импрессионизм и я — это две вещи несовместимые» - его фраза.
И все в таком роде".

Да, так всё и было, но только - в мирное время! За 4 года до портрета.
В 1915 году уже не было никаких поездок в Царское Село: война, царю не до позирования.
А 12 раз ездил в Царское - это в конце 1910-1911 для работы над бюстом Николая II в мундире лейб-гвардии Гусарского полка:





Так что Кустодиев писал царский портрет по бюсту и фото. Как оказалось - последний портрет.
Tags: 1912-е, Николай II, искусство, история России, картины, портреты, скульптура, текст
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments