a_i_z (a_i_z) wrote in foto_history,
a_i_z
a_i_z
foto_history

Categories:

О роли дилетантов в истории...

Если бы поручик артиллерии, офицер Генерального штаба барон Дмитрий (Дитрих) Петрович фон дер Пален,
не оказался бы художником-дилетантом, то мы бы не узнали – какой он, настоящий Лермонтов...

Не лупоглазый юноша в красивом мундире – как на его первых портретах.
И не юноша постарше в не менее красивых мундирах - на более поздних портретах - с открытым лбом и тщательно зачёсанными волосами на виски...
Нет, Лермонтов – вот:
                     
                    
Это единственное профильное изображение Лермонтова и, как говорили его современники – самый похожий на него портрет.

В пояснении к портрету сказано "Портрет командира взвода 12-й мушкетёрской роты Тенгинского пехотного полка Михаила Лермонтова,
сделанный в июле 1840 бароном Д. П. фон дер Паленом на бивуаке у Миатлинской переправы в Дагестане,
примерно в 30 километрах юго-западнее крепости Грозная"
После недавнего кровопролитного сражения на реке Валерик между отрядом генерала Галафеева и чеченцами,
когда с обеих сторон потери были огромные.
И Лермонтов, и барон фон дер Пален были прикомандированы в штаб отряда генерал- лейтенанта А.В. Галафеева.
Оба принимали участие в сражении, которое Лермонтов потом описал в стихотворении Валерик.

Портрет сделан в палатке квартирмейстера 20-й пехотной дивизии подполковника барона Льва Васильевича Россильона (1803-1883),
где офицеры отдыхали после боя и где барон Пален сделал серию портретных зарисовок многих участников похода.
Портрет был собственностью Россильона
(в 1881 году передан П.А. Висковатову, первому биографу Лермонтова, сейчас портрет в ИРЛИ - Институте русской литературы )

Россильон терпеть не мог Лермонтова, Лермонтов отвечал ему такой же взаимностью.
Лермонтов в этом походе старался быть как можно ближе к жизни солдат - Россильон видел в этом желание пооригинальничать.
Храбрость Лермонтова считал показной, хотя другие офицеры с этим не были согласны, включая генерала Галафеева.

Даже спустя много лет после смерти Лермонтова, когда к Россильону приехал Висковатов, чтобы записать его воспоминания о поэте,
Россильон не сменил своего неприязненного отношения:
"Лермонтов был неприятный, насмешливый человек и хотел казаться чем-то особенным.
Он хвастал своею храбростью, как будто на Кавказе, где все были храбры, можно было кого-либо удивить ею!"

Да и ладно. Главное, портрет сохранил и молодец.
Если бы не Лермонтов, кто бы его помнил, кроме узких военных историков- специалистов по Кавказским войнам...

А насчёт портрета вот ещё мнение. От Блока.
Из дневников Корнея Чуковского, который сделал запись весной 1920 года,
когда многие литераторы работали в коллегии "Всемирной литературы" под руководством Горького.

".. Всюду мы заседали вместе с Блоком и садились обычно рядом.
    Вот он сидит и рассматривает портрет Лермонтова, напечатанный в книге, потом показывает мне и говорит:
  - Не правда ли, Лермонтов только такой? На этом портрете. На остальных - не он"

Ну и догадываемся с одного раза, про какой портрет Блок говорил...
Tags: 1840-е, искусство, история, личности, портреты, текст
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments