Александр Майсурян (maysuryan) wrote in foto_history,
Александр Майсурян
maysuryan
foto_history

Category:

К годовщине. Картины Репина в зеркале советской печати


Максим Горький, Мария Андреева, Наталья Нордман, Илья Репин. Поместье Пенаты, Куоккала. 1905 год. Автор фото: Карл Булла (фото колорировано).

5 августа — день рождения Ильи Ефимовича Репина (1844—1930). Его творчество было очень популярным в СССР. А как воспринимали его знаменитые картины, можно судить, среди прочего, как сказали бы теперь, по ремейкам и фотожабам.
Так, в 1923 году сатирический журнал «Красный перец» опубликовал известный шарж «Большевики пишут письмо аглицкому керзону», на котором вожди большевиков изображались в образе репинских запорожцев. Нарисовал его постоянный художник журнала, подписывавшийся Л.М., а подписался в этот раз как «Л. Межерепин».


Рисунок Л. М. (Межерепина). Журнал «Красный перец», 1923. «Большевики, пишущие ответ аглицкому керзону». Стоят: Будённый, главком Сергей Каменев, Лев Каменев, Раковский, Сталин, Зиновьев. Сидят: Рыков, Калинин, Радек, Красин, Бухарин, Чичерин, Троцкий, Демьян Бедный (спиной), Литвинов

Сложно сказать, видели ли Ильф и Петров этот шарж, но очень похожая на него «картина» упомянута в их романе «Двенадцать стульев» (1927). Великий комбинатор Остап Бендер размышляет о «гениально задуманной картине «Большевики пишут письмо Чемберлену», по популярной картине художника Репина — «Запорожцы пишут письмо султану». В случае удачи этот вариант мог бы принести рублей четыреста... Могли встретиться чисто технические затруднения. Удобно ли будет рисовать т. Калинина в папахе и белой бурке, а т. Чичерина — голым по пояс. В случае чего можно, конечно, нарисовать всех персонажей картины в обычных костюмах, но это уже не то. — Не будет того эффекта! — произнёс Остап вслух».
Но реальный художник, как видим, такими мелочами не смутился, и нарисовал полуголого Радека ещё в 1923-м... Шарж «Л. Межерепина» отлично передаёт дух, родственный духу запорожской вольницы, который существовал между большевиками в годы революции.

Прошло четыре года... В августе 1927 года в журнале «Крокодил» появился рисунок А. Глаголева «Рабочие пишут ответ Чемберлену».


Рисунок А. Глаголева (почти по Репину). «Рабочие пишут ответ Чемберлену». 1927 год

Конечно, при сравнении с первым рисунком бросается в глаза, что уменьшилась острота шаржа. Вместо конкретных вождей ВКП(б) — безымянные рабочие... Да и то: рисовать вождей оппозиции (Троцкого, Зиновьева, Льва Каменева и Раковского), которые в августе 1927 года уже балансировали на грани исключения из партии, рядом с их оппонентами — вождями большинства, было несподручно.

А это рисунок 1956 года.


Рисунок И. Семёнова. 1956 год. «Пишут письмо Вашингтону... Народы стран социалистического лагеря с презрением отвергают «рождественское послание» государственных деятелей США, призывающее к восстановлению капиталистических порядков в этих странах».

Если кто забыл, как выглядела исходная картина Ильи Ефимовича, то вот, чтобы освежить её в памяти (кликнув на изображение, можно увидеть его в большем размере)...


Запорожцы. 1880—1891

А это — другая не менее знаменитая картина мастера "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", которая известна как "Иван Грозный убивает своего сына".
Вот как это произведение воспринимали и обыгрывали в советской печати в разные годы.

20-е годы:


Рисунок Д. Мельникова. 1928 год. "Научное толкование. Руководитель: — Здесь, дорогие товарищи, вы видите хищника мирового империализма, перегрызшего глотку другой акуле. На мрачном фоне средневековья развёртывается перед нами яркая картина бешеной борьбы за новые рынки, за новые колонии, из которых и были выкачаны жадным царизмом ценности в виде тех ковров, которые покрывают пол нарисованной комнаты..."

Рисунок, как нетрудно понять, высмеивает безграмотность экскурсовода, которую тот пытается замаскировать обилием "высокоидейных" слов. Но и над самим классовым подходом к истории автор слегка подтрунивает.

30-е годы. К этому времени критика "классового подхода" к истории стала уже нешуточной, и переросла в осуждение марксистской "школы Покровского". Эпиграфом к карикатуре служит совершенно серьёзная цитата из "Правды": "История преподаётся у нас плохо и схематично. Советские учебники выбрасывают весь живой материал в своём походе против царей и королей".


Рисунок А. Радакова. 1934 год. "Обычный случай в Третьяковской галерее".
"— А это что за несчастный случай?
— Это, ребята, представитель начинавшего складываться в XVI веке самодержавно-бюрократического порядка убивает своего знатного феодального слугу, с которым он, вообще говоря, боролся за централизованное государство, ибо только оно могло укрепить столь нужный для нарождавшегося торгового сословия (и передовых феодалов) национальный рынок."


40-е годы.
Картина Репина стала неплохим подспорьем для высмеивания штампов нацистской оккупационной пропаганды. Как гитлеровские пропагандисты могли бы её обыграть? Например, так:


Фотомонтаж Б. Клинча. 1942 год

Для тех, кто позабыл, напомню, как выглядело само произведение Ильи Ефимовича:

Tags: 1920-е, 1930-е, 1940-е, 1950-е, искусство, история России, история СССР, карикатуры, картины, текст
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments