a_i_z (a_i_z) wrote in foto_history,
a_i_z
a_i_z
foto_history

Category:

Неизвестная, или Дама на скамейке

Заканчиваю тему "Левитан и Плёс"; начало - Как Левитан в Плёс приплыл

     

Сначала Левитан и его спутники открыли Плёс в 1888 году своим собратьям-художникам,
а потом Плёс полюбился не только богеме, его облюбовали для летнего отдыха городские жители - дачники.

А в 2010 году в Плёсе на набережной появилась скульптура "Дачница".
Но эта "Дама на набережной" не стала собирательным образом всех дачниц, когда-либо здесь обитавших.
Ей сразу стали искать прототип.
           
А поскольку Софья Петровна Кувшинникова – самая известная из всех приезжавших в те поры женщин,
то легкомысленные путеводители (а особенно интернет-"знания") быстренько стали называть прототипом именно её.



Но между этой молодой женщиной на скамейке и Кувшинниковой нет сходства.
Во-первых, Софье Петровне было уже чуть за 40, чего не скажешь о даме на скамейке,
во-вторых, в сидящей совсем не чувствуется мощный характер Кувшинниковой.
Как чувствуется он, например, на портрете Кувшинниковой в ярких красках от А.С. Степанова – см. пост Что не так с Попрыгуньей?



Между тем, в Плёсе тех годов была ещё одна женщина, чья судьба оказалась тесно связанной с Левитаном и Софьей Петровной.
Это Анна Александровна Грошева.
Молодая красивая женщина, жена местного купца-старообрядца, недавно переселившегося в Плёс.
Муж молодой и предприимчивый, торговля шла хорошо, и достаток в доме тоже был хороший.
Но полновластной хозяйкой в доме была мать мужа – свекровь...

Словом, чистой воды "Гроза" Островского, хоть и прошло 30 лет с тех пор,
когда Катерина – в Волгу - Лучше не жить, чем жить так!

Но Анна Грошева пошла другим путём, вернее, поплыла. На пароходе.
Она сбежала и от мужа с его вечными счетами в лавке и главное - от ненавистной свекрови.
Решающую роль в этом побеге сыграло её знакомство с Софьей Петровной и Левитаном.

Слово Софье Петровне.
"Судьбе угодно было впутать нас в семейную драму одной симпатичной женщины-старообрядки.
Мятущаяся ее душа изнывала под гнетом тяжелой семейной жизни, и, случайно познакомившись с нами,
она нашла в нас отклик многому из того, что бродило в ее душе.

Невольно мы очень сдружились, и, когда у этой женщины созрело решение уйти из семьи,
нам пришлось целыми часами обсуждать с ней разные подробности, как это сделать.
Видеться приходилось тайком по вечерам, и вот, бывало я брожу с нею в подгородной рощице,
а Левитан стережет нас на пригорке и в то же время любуется тихой зарей, догорающей над городком.
Здесь подметил он и мотив «Золотого Плёса», который потом каждое утро стал писать,
пополняя запас впечатлений своими наблюдениями вечером".



Как сложилась судьба Анны Александровны Грошевой в Москве, доподлинно неизвестно.
По слухам, она поступала в театр, но ненадолго.
Кто-то сообщал в городе, что пошла она по кривой дорожке,
ну, смотря что считать кривой дорожкой, наверняка, в среде староверов театр – дорожка кривее некуда...

В музее Художественного театра хранится «Женский портрет», приблизительно начала 1890-х годов, написанный углем.



Приписывался портрет Левитану, хоть и написан совсем не в свойственной ему манере.
Но, поскольку так и не удалось установить, кто на портрете, авторство Левитана больше ему не приписывается.

Зато народная молва сразу соединила этот портрет и Анну Грошеву.
Особенно после выхода в свет романа "Развиватели" (автор Георгий Тихонович Полилов (Северцев-Полилов).
Развиватели – это он так обозвал Левитана и Софью Петровну, они узнаваемы в романе, хоть и под другими фамилиями.
Если пересказать очень-очень коротко - это они своим богемным образом жизни смутили девичий покой и она сбежала от мужа.

Опубликован был роман после смерти Левитана в 1900-м, посвящён Чехову.
Понятно посвящение Чехову: в этом романе у прототипа Софьи Петровны (художница Хрустальникова) очень много схожего с чеховской попрыгуньей...

В романе присочинено, что Левитан писал в Плёсе портрет Анны Грошевой, даже целых два портрета,
один - для мужа, за него денег не взял, чтоб второй портрет написать- себе.

Вот поэтому "Женский портрет" связали с Анной Александровной - сочинённое перенесли в жизнь.
В романе "Развиватели" есть сохранившийся свадебный снимок Анны с мужем купцом Грошевым:
на снимке мало чего общего между круглолицей барышней и "актрисой(?)" с пухлыми губками. Правда, там качество снимка никакое.

Создателями "Дачницы" называют местное творческое объединение "Кредо", они участвовали и в создании "Левитана" на горе.
Наверняка, они, работая над "Дачницей", знали эту историю, случившуюся в здешних краях 130 лет назад - побег жены от мужа,
по тем временам это было, наверное, как "полёт на Луну" и наверняка видели картину.

Так что сходство скульптурной "Дачницы" и "Женского портрета", на мой взгляд, есть,
я поэтому и сделала диптих из крупных фрагментов в начале поста.

"Женский портрет" – из Сети
    Фото «Дачницы» на скамейке В. Златомрежев
Tags: 1880-е, женщины, искусство, картины, литература, мнение, портреты, скульптура, текст
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments