a_i_z (a_i_z) wrote in foto_history,
a_i_z
a_i_z
foto_history

Categories:

Как Левитан в Плёс приплыл, или Что не так с "Попрыгуньей"...

Продолжение поста Как художник Левитан в Плёс приплыл

      
        
Итак, скульптурный Левитан стоит за мольбертом и пишет картину, на которой видны неясные очертания чего-то знакомого.




Для тех, кто не догадался с первого раза, у церковной ограды висит большой экран с подсказкой:





И ещё вот такой плакат в красивой рамочке. С сообщением, что художник использовал этюд со здешней деревянной церковью
при работе над самой известной картиной "Над вечным покоем":

      

Иными словами, "Над вечным покоем" Левитан писал в 1894 году на озере Удомля под Вышним Волочком,
а церковь изобразил не тамошнюю, а так полюбившуюся ему плёсскую деревянную Петропавловскую церковь.
Об этом свидетельствовала С.П. Кувшинникова – "церковь в натуре была другая, некрасивая, и Левитан заменил её уютной церквушкой из Плёса"

Над вечным покоем, 1894 год:



Фрагмент с церковью:



Любопытно, что сообщение в красивой рамочке написано с ошибкой:
Софья Петровна значится как Кувшинова, а не Кувшинникова.
Написали и, не прочитав-не проверив, повесили...
Там на месте на это как-то внимания не обращаешь, только потом - когда рассматриваешь всё отснятое с чувством, с толком.

Так что "Над вечным покоем" и плёсская церковь на горе Левитана навеки связаны.







Жили тут художники на этюдах и в сезон 1889 года.
В этот их приезд художников уже не воспринимали так настороженно, как в первый – когда их приезд вызвал массу вопросов.
Кто такие? Зачем рисуют? На базаре о них сообщались последние новости – куда ходили, что делали, что ели, как одеты...
А обсудить было что. Жгучий брюнет Левитан в пышном белом жабо мог вдруг зайти в переполненную чайную с бородатыми купцами-староверами,
а Софья Петровна Кувшинникова ходила с мужчинами на охоту... в мужских брюках и лёгких сапогах. Немыслимое дело по тем временам.
Даже огромные белые зонты на этюдах вызывали удивление.

Вот Левитан и Кувшинникова на этюдах, картина А.С. Степанова, правда, 1887 года, но в Плёсе всё было так же.
(нынешнее интернет-поколение сказало бы – сидят с ноутбуками)


      

Лето в Плёсе 1888 года знаменито ещё тем, что Левитан, редко писавший портреты, написал портрет Софьи Петровны:

      

И их спутник А.С. Степанов, который, говорят, неравнодушен был к Кувшинниковой,
тоже написал портрет этой незаурядной женщины:

      

Ну а Чехов опубликовал в начале 1892 года рассказ Попрыгунья, где, как он ни старался изменить внешность, возраст
и детали биографии героев, все узнали Левитана, Софью Петровну и её мужа – Дмитрия Павловича Кувшинникова.

Дмитрий Павлович Кувшинников был полицейским врачом - "общим любимцем, благодетелем хитровской рвани.. нарочно избравшего себе
этот участок, чтобы служить бедноте" (из. восп. Гиляровского)

Вот Дмитрий Павлович (охотник слева) на картине Перова "Охотники на привале" 1871 год:




Непонятно, что стало причиной такой злости Чехова к Кувшинниковой?
Почему он создал такой карикатурный её образ?
Ведь Чехов не мог не видеть, что это не просто пошлый адюльтер – целых 8 лет длились отношения Левитана и Софьи Петровны,
для короткой жизни Левитана (умер в 40 лет) это немало...

Ведь Чехов знал, что Кувшинникова не пустая охотница за знаменитостями, а сама талантливая художница:
в 1888 году она, как и Левитан, писала картину "Внутренность древней церкви" (той самой, сгоревшей Петропавловской)
и Третьяков приобрёл эту картину для галереи (!) ( сейчас она в запасниках)

Москва заговорила, что Чехов написал пасквиль на московскую богему.
Левитан не разговаривал с Чеховым три года, помирившись только уже после 1894 года, когда, увлекшись другой женщиной,
он прекратил с Софьей Петровной отношения.

Софья Петровна Кувшинникова так и не простила Чехова, а может, просто не успела.
В 1900 году умер Левитан, через год в 1901 - её муж Дмитрий Кувшинников, а потом и Чехов - в 1904 году.
Сама она умерла, сгорев за три дня, в 1907 году, выхаживая знакомую девочку от дифтерита и заразившись от неё...

Левитан, Вечер на Волге:



Современность:






Иллюстрации картин из свободного доступа
       Фото В. Златомрежев
Tags: 1880-е, города России, женщина, искусство, картины, литература, личности, пейзаж, текст
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments