a_i_z (a_i_z) wrote in foto_history,
a_i_z
a_i_z
foto_history

Categories:

Селфи на потолке, или О пользе гидов

Кафедральный собор св. Марии в Толедо огромен.
Много в нём капелл, скульптур, гробниц... Смотреть - не пересмотреть.
Поэтому нужно, чтобы вёл тебя по нему человек знающий, а если в запасе всего чуть более часа - тем более.

Тут без гида не обойтись, даже если обычно привык быть сам по себе турист.
Наш гид, понимая, что объять необъятное нельзя, мастерски лавировал с группой из человек 16 (русских-нас двое)
по самым значимым местам храма.
Без него мы бы ризницу с "первым селфи конца 17 века" запросто могли проскочить...



         
Ризница была построена в конце 16 века, в ней несколько комнат, которые сейчас превращены в музей,
где запросто висят оригиналы. Они же - шедевры.




  - Вот ещё и поэтому Толедский собор уникален:
  не в каждом храме есть картинная галерея с Тицианом, Эль Греко, Ван Дейком.. - сказал наш гид, приведя нас в ризницу.

А перед этим он (иронически) протестировал свою "паству":
   - Кто-нибудь может сказать, как звали Эль Греко?
   - Доменикос Теотокопулос - в ту же секунду, без запинки и с ударениями там, где надо, откликнулся невысокий мужчина лет 40.
(Откуда он был - непонятно, с гидом общался на английском)

Тут даже сам тестируемый выпал в осадок, не говоря уж обо всех остальных.
Да, Эль Греко - это псевдоним. Конечно, это все знали, но чтоб вот так - с ходу выдать...

Вот этот самый Доменикос Теотокопулос, "Совлечение одежд с Христа" (1577-1579),
картина была заказана мастеру специально для ризницы, где она и находится по сей день.



Эль Греко в то время дружил с сыном декана Толедского собора; благодаря этой дружбе и получил заказ.
Работа была сделана.

Но получил художник за неё (только по суду!) 350 дукатов, в то время как сам оценивал в 950 дукатов.
Соборное духовенство возражало против появления на картине трёх Марий,
так как в канонических Евангелиях нет упоминаний об их присутствии при этой сцене.
Кроме того, большое недовольство вызвал тот факт, что головы истязателей - выше головы Христа.
Это тоже использовали, чтобы меньше заплатить.







Словом, ушлые служители культа и шедевр на все времена заполучили, и денег почти в 3 раза меньше заплатили...

Селфи на потолке

В 1692 году король испанский Карл II пригласил в Испанию из Италии Луку Джордано (1634-1705),
которого за быстроту, с которой он работал, прозвали Лука Фа-Престо (быстрый).

Лука Джордано пробыл в Испании до начала 1699 года,
последние два года с 1697-1698 он расписывал потолок центрального зала ризницы фреской
"Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу":








Про "первое селфи конца 17 века" остроумно заметил наш гид, указывая на автопортрет,
который сделал Лука Джордано в последнем окне с левой стороны потолка:




А теперь смотрим на потолок, видите, к Пресвятой Деве тянется луч из середины неба – там, где облачко?
Видите буквы в этом облачке, можете прочесть? - это всё гид спрашивает, не я...









Буквы видим, прочесть можем, выворачивая шею, какое-то LULU...



Оказалось — не упоминай имя Господа всуе — условное начертание непроизносимого четырёхбуквенного имени.
«Яхве», «(Он) будет», «(Он) жив».

Я потом в интернете нашла יהוה
Называется это условное начертание тетраграмматон
(здесь плохо передалось, в wiki можно глянуть, как написано - идеально совпадает с Лукой)
יהוה - вот что написал, если вглядеться, Лука Джордано.

И тут наш вожатый распрощался с нами.
Хотел он, чтобы мы под занавес прокричали хором Доменикос Теотокопулос,
куда там, Доменикос ещё куда ни шло, а дальше – Теотоко... Теокопото...

       Фото В. Златомрежев
Tags: 1500-е, 1600-е, 2010-е, искусство, история Испании, картины, личности, музеи, путешествия, религия, текст
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments