Александр Майсурян (maysuryan) wrote in foto_history,
Александр Майсурян
maysuryan
foto_history

Categories:

90 лет Илье Глазунову


Илья Глазунов на фоне своей картины "Великий эксперимент" (1990)

10 июня исполнилось 90 лет со дня рождения художника Ильи Глазунова (1930—2017). Который может быть ещё одним ярким примером успешного монархиста в СССР, наряду с Владимиром Солоухиным (1924—1997) или Василием Шульгиным (1878—1976), о которых я уже писал в этом соо (см по ссылкам). В СССР таких "лояльных" монархистов зачастую привечали.
Например, Никита Хрущёв в марте 1963 года в одном из выступлений говорил о Шульгине так: «Я видел людей. Возьмите, к примеру, Шульгина, товарищи. Шульгин. Монархист. Лидер монархистов. А теперь, теперь он… конечно, не коммунист, — и славу богу, что он не коммунист… (Смех в зале). Потому что он не может быть коммунистом. Но что он, так сказать, проявляет патриотизм, это… это факт. И поэтому, когда он выступил со своими статьями, — я был в Америке, и в это время там были напечатаны его статьи, — на него плевались те, кто раньше питались его соками. Так что, знаете, это такие жернова, которые перетирают в муку, знаете, гранит. Или стирают, или люди шлифуются и крепнут, и становятся в ряды хороших людей». В СССР печатали публицистику Шульгина «Письма к русским эмигрантам», приглашали его в качестве гостя на XXII съезд КПСС, сняли о нём документальный фильм «Перед судом истории»...
Видимо, в ряды «хороших людей» в СССР, как считалось, стал и учитель Ильи Глазунова художник Борис Иогансон (1893—1973). Бывший белый офицер (что он нехотя признавал даже в своих советских биографиях), контрразведчик, допрашивавший арестованных большевиков и, вероятно, пускавший их в расход. Момент такого допроса Иогансон с полным знанием дела запечатлел на своей самой знаменитой картине «Допрос коммунистов» (1933), где изобразил, между прочим, самого себя в образе офицера-белогвардейца. Второй белый офицер-контрразведчик на картине, угрожающе размахивающий стеком — друг Иогансона, тоже художник Александр Соловьёв (1886—1966).


Борис Иогансон. «Допрос коммунистов». 1933

Соловьёв не только прожил в СССР вполне благополучную жизнь, но и участвовал в белом подполье — организации «Союз русских офицеров». Которая никогда не была раскрыта, но чья деятельность постепенно угасла после войны. Художник Алексей Смирнов, знавший и Иогансона, и Соловьёва, свидетельствовал: «Допрашивали и избивали красных Иогансон и Соловьёв вместе». «Соловьёв перезнакомился с другими бывшими белогвардейцами, ставшими доносчиками, и они создали своего рода союз, договорившись доносить только на убеждённых красных, кавказцев и евреев, которых они люто ненавидели как своих бывших врагов на полях сражений. Я часто ездил с Соловьёвым в Верхнее Поволжье на этюды, и он мне проговаривался спьяну, как эти доносчики объединялись в офицерские пятёрки и работали сообща, уничтожая красные кадры. Не знаю, не знаю, как к этому относиться, по-моему, лучше всего было лечь в психиатричку, мочиться в постель и прикидываться сумасшедшим. Соловьёв говорил, что эти пятёрки были связаны тем, что у тех, кто предавал, уничтожали их жен и детей, поэтому провалов не было». Сам Соловьёв говорил об этой организации так: «Они нас, бывших, истребляли как вид. Погибая, наш верхний народ выделил яд – нас. А мы мстим. Я – капля трупного яда в мозгу КГБ!». Свой обширный мемуар о Соловьёве и Иогансоне Смирнов обобщал так: «Я мальчишкой был свидетелем того, как в области изобразительного искусства был задуман и осуществлён заговор недорезанных дворян и белогвардейцев по перемене курса большевистской эстетической политики в сторону изгнания остатков левых направлений двадцатых годов из так называемого социалистического реализма». Заметим, что Борис Иогансон получил в СССР все мыслимые для живописца титулы и звания и считался «отцом социалистического реализма» в живописи.
При таких учителях, спрашивается, что могло вырасти из ученика, то есть Ильи Глазунова? Вопрос риторический... Причём ещё в брежневскую эпоху г-н Глазунов публично и неустанно бранил «остатки левых направлений» в эстетике. Вспоминаю отношение к творчеству Глазунова моих родителей, которые в 70-е и 80-е годы очень увлекались живописью, часто бывали на художественных выставках. Отец мне тогда говорил: «Вот мы никогда не ходили на выставки Ильи Глазунова. Потому что он вроде бы считался инакомыслящим, но мы прекрасно понимали, что это за инакомыслие... и кто это инакомыслие поддерживает».
Впрочем, не буду касаться позднейших работ Глазунова, где все его ценности — то есть самодержавие, православие, народность — лежат на поверхности. «Лакеи не могут быть правителями», — как говорил он в одном из своих поздних интервью, доказывая преимущества сословной монархии. Более интересны две ранние работы Глазунова. Одна из них — портрет В.И. Ленина. Этот портрет, сделанный Глазуновым, был по предложению главного редактора «Правды» П. Сатюкова, главного редактора «Известий» А. Аджубея и помощника Н.С. Хрущёва В. Лебедева приобретён для Центрального Комитета КПСС. Вот он:



По-моему, это не исторический Владимир Ильич, а Ленин из анекдота, который «мог бы и по горлышку полоснуть». С той разницей, что у того «глаза были добрые-добрые», а у этого — нет. Впрочем, именно такие, какие и должны, и могут быть у «демона революции». И тем не менее эту работу, как будто созданную, чтобы пугать маленьких детей, покупал ЦК КПСС! Наверное, и за немаленькую сумму.


И. Глазунов с портретом Ленина. Характерно, что за спиной художника — изображения царского герба и святых

Вторая работа — более тонкая. Картина Ильи Глазунова 1955 года «1905 год в Петербурге».



Вроде бы тема совершенно революционная — как царизм расстреливал женщин. И действительно, к Зимнему дворцу рабочие шли целыми семьями, с хоругвями и иконами в руках. Но... Зная дальнейшее творчество художника, мы ясно видим, что уже тогда под р-р-революционной оболочкой он аккуратно и ненавязчиво начинал похрустывать французской булкой. Главный роковой шаг царизма, как можно понять мысль художника — это выстрелы в иконы. Ещё обращает на себя внимание контраст: на иконе все черты лица тщательно прорисованы, а у убитой женщины их почти нет, как у куклы Масленицы, подлежащей сожжению в праздник...
И вот в руках у таких творцов, как Иогансон и Глазунов, оказалась судьба советской живописи в последние десятилетия СССР. В 1980 году Глазунов получил звание народного художника СССР...


И. Глазунов пишет портрет короля Швеции Карла XVI Густава. Стокгольм. 1974




Портрет короля Швеции Карла XVI Густава. 1974


И. Глазунов пишет портрет короля Испании Хуана Карлоса и законченный портрет. 1991
Tags: 1950-е, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, искусство, история СССР, картины, тексты, художники
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments