a_i_z (a_i_z) wrote in foto_history,
a_i_z
a_i_z
foto_history

Category:

Что общего между Чайкой и Баттерфляй?

Вдогонку к посту   Две Чио-Чио-сан по прозвищу "Баттерфляй"
Нет, не то, что обе с крыльями и летают,
а общего между ними то, что премьерные постановки и "Чайки" и "Баттерфляй" с треском провалились.

      

              

Про Пуччини и провал "Мадам Баттерфляй" было в прошлом посте,
а вот что было с чеховской "Чайкой".

В Петербурге

17 октября 1896 года состоялась премьера "Чайки" на сцене Александринского театра в Петербурге.
В роли Нины Заречной была великолепная Вера Комиссаржевская, да и вся труппа состояла из лучших тогдашних актёров Петербурга.

Но пьеса, в которой по определению Чехова "пять пудов любви", с треском провалилась, "пьеса шлёпнулась", - как он напишет сестре.
Недовольная публика ждала комедии, шикала, свистела, отпускала колкие реплики в адрес чеховских монологов, язвила.

"Театр дышал злобой, воздух спёрся от ненависти и я - по законам физики - пулей вылетел из Петербурга, как бомба" – напишет Чехов.
Он даже зарёкся тогда никогда больше не писать пьес...

Но Станиславский с Немировичем –Данченко уговорят его – чтобы Чехов согласился на постановку на сцене МХАТа.
Чехов согласился.
Но сам на премьеру не поехал. Он был в Ялте в связи с обострением туберкулёза.
Все его близкие боялись очередного провала: могло ухудшиться состояние больного.

В Москве

17 декабря 1898 года состоялся премьерный показ Чайки на сцене МХАТа.
Начало не предвещало ничего хорошего.
Публика хмыкала, хихикала, на монологе Нины (Люди,львы, орлы и куропатки..) несколько человек демонстративно покинули зал.

Но постепенно публика затихала. И первый акт закончился при гробовом молчании зала.
И вдруг после долгой паузы начались бешеные аплодисменты и восторженный рёв.

И так – от акта к акту. Успех был безоговорочным.
Публика аплодировала неистово, без конца требовала актёров на поклоны.
"Занавес давали 14 раз" - телеграфировал Станиславский Чехову в Ялту.

Чехов с артистами МХАТа, фотограф Пётр Павлов, 1899:



А в 1902 году театр получил новое здание в Камергерском переулке, которое реконструировал Фёдор Осипович Шехтель.
Он же сделал тогда и занавес раздвижной (взамен поднимающегося) – с постоянной эмблемой – летящая чайка.



А когда МХАТ разделился – на имени Чехова и на имени Горького,
то на обоих занавесах постоянная эмблема – чайка - осталась, вот на им. Горького:



p/s/ Говорят, что сейчас каждый вечер на театральных подмостках мировых театров идёт не меньше 40 "Чаек".
     В разных ипостасях, включая авангардный балет.
Tags: 1890-е, интересное, искусство, личности, театр, текст
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments