id77 (id77) wrote in foto_history,
id77
id77
foto_history

Category:

Не взлетели....Отечественные авипроекты, которые не были реализованы массово. Як-46

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с вами разговор о некоторых любопытных, но нереализованных проектов самолетов.
В прошлый раз говорили об Ил-72
Ну а сегодня пару слов надо сказать о проекте под названием ЯК-46.
Як-40 Як-42 знают, наверное, все, а вот проект Як-46 как говорится, не взлетел...


Сразу же хочу отметить, что под этим индексом в разные годы планировалось 2 проекта, но оба не были реализованы. Первый - это тот, о котором мы немного поговорим сегодня, а второй - это перевод самолета Як-42 на 2 новых тогда двигателя Д-27 (турбовинтовых). Но об этом, повторюсь, сегодня говорить не будем, хотя там прикольная идея была. Коснемся лишь первого проекта.

Когда Як-42 вышел на воздушные трассы, то можно сказать, он произвел фурор. Им были довольны все - начиная от пассажиров, заканчивая летным составом и эксплуатационными службами. Простой, надежный (как тогда казалось), экономичный. Он стал настолько востребован и популярен, что в ОКБ А.С. Яковлева в 1982 году созрел амбициозный план создать на его основе региональный самолет, который должен был бы заменить на внутренних рейсах не только ЯК-40 и АН-24, но отчасти даже ТУ-134. В основу были положены можно сказать революционные для нашей страны идеи унификации, которые "яковлевцы" подсмотрели у Боинга. В чем революционность? Сама идея унификации в основе своей имеет задачу максимальной экономии, что совсем не характерно для нашего авиапрома тогда.
Что же решили создать в ОКБ?.

Взяв за основу ЯК-42 и не меняя см фюзеляж,авионику и большинство элементов, они как бы "обрезали" фюзеляж, как это сделали в Боинг 737 беря за основу Боинг 707. У нас до этого фюзеляж могли наращивать, но уж точно не обрезать. Таким образом салон с такой же компоновкой (2 ряда по 3 кресла) как в ЯК-42, в новом лайнере вмешал в себе 78 пассажиров. Что заметно меньше ЯК-42 (120), но гораздо больше как ЯК-40, так и Ан-24.
Из-за требований к качеству и длине ВВП серьезно в новом самолете были должны быть переработаны шасси и крыло. На новый самолет планировалось ставить крыло небольшой стреловидности, которая составляла примерно 16 градусов по передней кромке (против 23 градусов Як-42). Трёхопорное шасси с носовой стойкой имело сдвоенные колёса на всех опорах. Размер колёс на главных стойках – 950×400 мм, на носовой – 700×250 мм. Основные стойки шасси убирались поворотом к оси самолёта так, что колёса располагались в нишах внутри фюзеляжа. Носовая стойка убиралась поворотом вперёд.

При размахе 28,00 м самолёт имел длину 26,75 м и высоту 8,10 м; размах горизонтального оперения составлял 8,20 м.
Вообще,горизонтальное оперение имело стреловидность около 30 градусов по передней кромке (25 градусов 8 мин у Як-42),но было сходно с ГО самолёта Як-42, отличаясь меньшим размахом (10800 мм у ЯК-42).
Ну и важнейший элемент - двигатели. Они использовались такие же как в флагманском самолете Д-36 –но их было не 2, а 3. Двигатели размещались по бокам хвостовой части фюзеляжа. Свободная от третьего двигателя законцовка хвостовой части фюзеляжа служила для размещения вспомогательной силовой установки. Из-за этого было решено перенести трап из хвоста. Его устроили сбоку, и он выдвигался из ниши и опускался на землю с углом в 45 градусов при стоянке вместе с перлами (как на Боинге 737).

Изменение крыла и уменьшение двигателей серьезно сказалось на крейсерской скорости до 700 км/ч.Но это посчитали вполне преемлимым.
Трудно сказать как сложилась бы судьба проекта, если бы 28 июня 1982 г. самолёт Як-42 СССР-42529 не потерпел катастрофу, унёсшую жизни 132 человек. В связи с этим эксплуатация и производство Як-42 были на время приостановлены. На 2 года. Впоследствии Як-42 вернулся на линии и отчасти восстановил свою репутацию, уберя конструкторские недоработки и "сырость" модели. Но сразу по горячим следам проект ЯК-46 закрыли и больше к нему не возвращались никогда.
Весь проект остался только на чертежах.
Вот такие вот дела.
Приятного времени суток

Tags: авиация, промышленность
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments