y4astkoviu (y4astkoviu) wrote in foto_history,
y4astkoviu
y4astkoviu
foto_history

Categories:

Жозефина Бейкер - танцовщица, похороненная во Франции с воинскими почестями



Жозефина Бейкер родилась в Сент-Луисе, штат Миссури, в 1906 году у прачки-негритянки Кэрри Макдональд по официальной версии от внебрачной связи с музыкантом-ударником еврейского происхождения Эдди Карсоном. При этом, приемный сын Жозефины - Жан-Клод - написавший в 1993 году биографическую книгу о ней, высказал предположение, что биологическим отцом ребенка был глава той белой семьи, где она в это время работала (такое предположение он сделал исход из того факта, что роды проходили в частной клинике, а принимал ребенка сам глава больницы - бедному музыканту это было просто не по карману, да и рожали черные женщины тогда обычно дома при помощи одной лишь вызванной акушерки).
После рождения дочери Эдди Карсон женился на Кэрри, но уже в 1907 году, когда у пары родился еще один ребенок - брат Жозефины Ричард, отец покинул семью. В 1911 году мать Жозефины вышла замуж второй раз, в этом браке родились ещё две сестры Жозефины. Отчим Жозефины и Ричарда Артур Мартин усыновил детей.

В июле 1917 года семья Жозефины пережила погромы на расовой почве, в результате которой по разным данным в Сент-Луисе погибло не менее 48 человек (хотя некоторые источники утверждают, что погибших было до 200 человек), а более 8 тысяч человек остались без крова после устроенных белыми поджогов негритянских кварталов. Эти события потрясли Жозефину, и впоследствии она стала ярым борцом с расизмом.

Из-за тяжелых материальных условий семьи ("отчим был неплохим человеком, но вечно без работы") Жозефина бросила школу в 12 лет, чтобы идти зарабатывать. Сперва Жозефина начала работать домохозяйкой для белых семей в Сент-Луисе, но продолжалось это не долго: условия работы были очень тяжелые, а отношение хозяев - скотским. Тогда, мать выдала Жозефину замуж за мужчину, который был намного старше её (девочке тогда было всего 13 лет). Однако брак продлился всего лишь несколько недель.

После этого какое-то время она жила на улице в трущобах Сент-Луиса, спала в самодельных картонных укрытиях, собирала пищу в мусорных баках, зарабатывая на жизнь уличными танцами.
Вскоре она нашла работу в уличной группе под названием «Семейный оркестр Джонса», начались выступления на сцене. В тот же год состоялись первые выступления Жозефины статисткой в «Театре Букер Вашингтон» (англ. Booker Washington Theatre) в Сент-Луисе.
В это же время, в 1921 году 15-летняя Жозефина снова вышла замуж - на этот раз за проводника на железной дороге Вилли Бейкера. Разведясь с ним в 1925 году, она продолжала носить его фамилию всю оставшуюся жизнь.

Устав от постоянных нападок шоу-менеджера в родном городе, она перебралась в Нью-Йорк и получила работу в водевиле, с которым она ездила по стране в течение полугода. С 1923 по 1924 год Жозефина — хористка в музыкальной комедии «Shuffle Along» в Нью-Йорке, кроме того она выступала в негритянском ревю «The Chocolate Dandies».
В это время она окончательно поссорилась с матерью (та настойчиво пыталась уговорить дочь бросить занятия танцами и музыкой и вернуться домой к мужу) и на фоне этого семейного конфликта Жозефина с радостью согласилась на работу в водевиле «La Revue Nègre», премьера которого состоялась в Париже 2 октября 1925 года в Театре на Елисейских полях.

В Париже она сразу же стала успешной благодаря своим эротическим танцам и появлению практически обнаженной на сцене. Своим танцем Жозефина стремительно завоевала признание парижской публики, которая в её исполнении впервые увидела танец чарльстон. О Жозефине говорили, что она уже не гротескная чернокожая танцовщица, а «Черная жемчужина», «Бронзовая Венера» или «Креольская богиня», посещавшая поэта Бодлера в его снах.
Далее представления «La Revue Nègre» перемещалось в Брюссель и Берлин. В 1926—1927 годах Жозефина Бейкер стала звездой варьете Фоли-Бержер. Примечателен тот факт, что в её танцах уже тогда были заметны элементы хастла, степа, хип-хопа, брейка, которые появятся только многие годы спустя.

В конце 1926 года с большой помпой Жозефина вышла замуж за сицилийского каменотёса Джузеппе Пепито Абатино, который к этому времени уже принимал участие в её шоу. Абатино, выдававший себя за графа Ди Альбертини, стал любовником Жозефины и её менеджером. Для публики Жозефина стала таким образом первой черной американкой, носившей дворянский титул.
Из-за её невероятных костюмов и танцев Жозефине Бейкер было запрещено выступать в Вене, Праге, Будапеште и Мюнхене, что делало танцовщицу ещё более привлекательной для публики.

После турне по Восточной Европе и Южной Америке Жозефина всё больше выступала в качестве певицы. Вскоре Жозефина Бейкер попала и на экраны - она сыграла в главной роли в немых фильмах «La Sirène des Tropiques» (1927), «Zouzou» (1934) и «Tam-Tam» (1935). Так она быстро стала самой успешной американкой в развлекательном жанре во Франции.
Ее шоу «Ziegfeld Follies», с которым она отправилась в 1936 году на гастроли в США, с треском провалилось. Несмотря на свою популярность во Франции, Бейкер так и не смогла достигла такой же репутации в Америке, на родине она подвергалась критике, насмешкам и расистским нападкам. Во Францию она вернулась с разбитым сердцем.

В 1937 году она снова выходит замуж. На этот раз за французского промышленника Жана Лиона. Это позволяет ей наконец-то официально оформить французское гражданство (для этого она даже отказывается от своего американского паспорта).
В сентябре 1939 года, когда Франция в ответ на вторжение в Польшу объявила войну Германии, Бейкер была принята "почетным корреспондентом" на службу во «Второе бюро Генерального штаба» (т.е. в Службу внешней разведки Франции).

Бейкер собирала информацию о местонахождении немецких войск у официальных лиц, которых она встречала на вечеринках. Она специализировалась на встречах в посольствах и министерствах, очаровывала людей, как всегда, собирая информацию. Ее известность в высшем обществе позволила ей общаться с теми, кто знает всё (от высокопоставленных японских чиновников до итальянских бюрократов) и сообщать о том, что она слышала. Она регулярно посещала вечеринки в итальянском посольстве и собирала информацию, не вызывая подозрений.
Когда немцы вторглись во Францию, Бейкер покинула Париж и отправилась в своё имение на юге Франции. Там она скрытно от властей укрывала людей, которые стремились помочь усилиям "Свободной Франции" Шарля де Голля, и снабжала их документами и визами.

Как актриса, Бейкер имела повод для перемещения по Европе. Поэтому она "активно гастролировала". Из этих поездок она всегда привозила свежие сведения и важную информацию для передачи в Англию: об аэродромах, гаванях и дислокации немецких войск.
Позже, в 1941 году, она и ее ближайшее окружение отправились во французские колонии в Северной Африке. Официальным поводом для переезда была ее тяжелая болезнь - после того, как очередная ее беременность закончилась выкидышем, у нее развилась внутриматочная инфекция, настолько тяжелая, что потребовалась гистерэктомия (операция по удалению матки). Инфекция же распространилась - у нее развился перитонит, а затем сепсис. Положение было очень тяжелым, но она вынесла все невзгоды и смогла поправиться.
После всего пережитого Жозефина вступила в "Свободную Францию", получила удостоверение лётчика и офицерский чин лейтенанта. Но в бой ее не отправили. По поручению генерала Де Голля она гастролировала по Северной Африке, выступая перед французскими, британскими и американскими войсками.

После войны она была награждена медалями Сопротивления (с розеткой) и Освобождения, а также боевым Военным Крестом. А в 1961 году президент Де Голль наградил ее высшей наградой Франции — орденом Почётного легиона.
В 1947 году Жозефина Бейкер снова вышла замуж - за руководителя своего оркестра Жо Буйона. Они прожили вместе до 1957 года, но с годами их семейная жизнь дала трещину, и они развелись в 1961 году.

Проживая во Франции, Жозефина Бейкер ещё с 1950-х годов поддерживала Движение за гражданские права в США. Её протест против расизма нашёл весьма оригинальное выражение: Жозефина усыновила 12 сирот с разным цветом кожи. Так она создала семью, которую сама часто называла «Радужное племя». Бейкер хотел доказать, что «дети разных национальностей и религий спокойно могут быть братьями».
Всего Жозефина Бейкер усыновила и воспитала двух дочерей: француженку Марианну и марокканку по происхождению Стеллину и 10 сыновей: корейца Джено (или Жано), японца Акио, колумбийца Луиса, финна Яри, французов Жан-Клода и Ноэля, израильтянина Моисея, алжирца Брахима, ивуарийца Коффи и венесуэльца Мара.

В 1956 году Жозефина Бейкер заявила об уходе со сцены, чтобы посвятить себя семье, но уже в 1961 году отпраздновала своё возвращение, а в 1973 году триумфально выступила в Карнеги-холле.
8 апреля 1975 года состоялась премьера шоу «Joséphine», которым знаменитая танцовщица и певица отпраздновала пятидесятилетие своей сценической деятельности. Вскоре после него у Жозефины Бейкер произошло кровоизлияние в мозг, от последствий которого она скончалась 12 апреля 1975 года.

Героиню движения Сопротивления и даму ордена Почетного Легиона Жозефину Бейкер похоронили в княжестве Монако (американская актриса Грейс Келли — супруга князя Монако Ренье III — была близкой подругой Жозефины Бейкер) во Франции со всеми воинскими почестями.

Tags: 1920-е, 1930-е, 1940-е, 1950-е, Военная история, женщина, жизнь, история США., история Франции
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments