1981dn (1981dn) wrote in foto_history,
1981dn
1981dn
foto_history

Category:

Короли и императрицы Тихого океана

Когда речь заходит о знаменитых лайнерах XIX-XX веков первыми, конечно же, вспоминаются лайнеры-звёзды североатлантических пароходных линий, соединявшие Европу и Северную Америку, а лайнеры несевероатлантических линий как правило оказываются в тени атлантических знаменитостей, при том что середи лайнеров, соединявших Дальний Восток и Северную Америку, знаменитостей тоже более чем хватало. Начало северотихоокеанских пароходных линий было положено в 1860-х годах: как раз к этому веремени Япония и Китай открылись миру, а в 1869 году заработали Суэцкий канал и Трансконтинентальная железная дорога в США. За два года до этого, в 1867 году американцы запустили Pacific Mail Line - первую транстихоокеанскую пароходную линию, соединившую Сан-Франциско, Гонолулу, Йокогаму (портовый пригород Токио), Шанхай и Гонконг.

В 1875-м первыми знаменитостями той линии стали два новых парусно-паровых лайнера - City of Peking и City of Tokio размером по 5080 т каждый; в 1875-м во всём мире было всего 5 действующих лайнеров размером более 5 000 брт. Новые лайнеры вскоре показали рекорд скорости - путь от Сан-Франциско до Йокогамы занимал у них всего 16 дней, до Гонконга - 22 дня. City of Peking работал на линии вплоть до 1903 года и до 1890-х он оставался крупнейшим тихоокеанским лайнером; его брат City of Tokio в 1885-м напоролся на скалы в Токийском заливе и был списан. Ему на замену в 1889-м вышел свежепостроенный пароход China (5060 т).
City of Peking 1874, 5 079 т
China 1889, 5480 т.jpg
         
А вот рекорд скорости в Pacific Mail Line удерживали недолго. В 1874-м в Сан-Франциско конкуренты запустили вторую пароходную линию до Дальнего Востока - Occidental and Oriental Line. Своих пароходов новая линия так и не завела, вместо этого предпочитая арендовывать лайнеры у британской White Star Line. Один из этих лайнеров, Oceanic (1870, 3808 т), в декабре 1876 прошёл от Йокогамы до Сан-Франциско за рекордные 14 дней 15 часов, а затем в ноябре 1889-го побил свой собственный рекорд, пройдя этот же путь за 13 дней, 14 часов и 5 минут.
Oceanic 1870, 3 707 т.jpg
         
Британцы вскоре запустили и собственную дальневосточную пароходную линию. Железнодорожная фирма Canadian Pacific в 1886-м открыла движение про Канадской трансконтинентальной железной дороге, и вскоре как приложение к оной открыла пароходную Canadian Pacific Line, связавшую канадский Ванкувер с Японией и Китаем. Звёздами новой линии стали три сестры, три императрицы, вышедшие на линию в 1891 году: лайнеры Empress of India, Empress of Japan и Empress of China, каждая размером 5 905 т; на тот момент они были крупнейшими тихоокеанскими лайнерами. Empress of China в 1911-м была потеряна на скалах Токийского залива, тогда как Empress of India и Empress of Japan ходили на линии вплоть до 1914 и 1923 года соответственно. Из трёх сестёр рекордсменкой по скорости стала Empress of Japan.
Empress of India 1890.jpg
Empress of Japan 1891, 5 905 т.jpg
Empress of China, 1890, 5905 т.jpg
Empress of China, 1890. 27 июля 1911 в Токийском заливе села на мель и была списана.jpg
       
В 1899-м году ещё одна страна запустила свою транстихоокеанскую линию: японская компания Toyo Kisen Kaisha (TKK) открыла линию Гонконг - Шанхай - Йокогама - Сан-Франциско, линию обслуживали лайнеры Nippon Maru (6 178 т), America Maru (6 307 т) и Hong Kong Maru (6 185 т). Через год свою тихоокеанскую линию запустила другая японская фирма, Nippon Yusen Kaisha; конечным портом новой линии был г.Сиэтл, а королём новой линии был лайнер Shinano Maru (6 388 т) - тогда, на рубеже веков, только у японцев были транспасифики тоннажем более 6 000 т. Японские линии оказались коммерчески успешными, их преуспеванию не помешала и кратковеременная пауза в годы Русско-Японской войны.
Nippon Maru 1898, 6 178 т.JPG
Shinano Maru 1900, 6 388 т.jpg
       
Дабы достойно ответить конкурентам Pacific Mail Line заказала сразу четыре новых лайнера: то были Korea (11 284 т) и Siberia (11 284 т), вышедшие на линию в 1902 и 1903 годах, а также Mongolia (13 635 т) и Manchuria (13 638 т), вышедшие на линию в 1904-м. Самой известной из этой четвёртки стала Korea: уже в первом рейсе она разогналась до скорости 18 узлов и установила новый рекорд пересечения Тихого океана на переходе из Йокогамы в Сан-Франциско - 10 дней, 15 часов и 15 минут; в октябре 1905 года Korea усовершенствовала свой рекорд до 10 дней, 10 часов и 28 минут - рекорд держался вплоть до 1937 года.
Korea Siberia.jpg

         
Успех новых лайнеров позволил Pacific Mail вывести из игры старого конкурента - Occidental and Oriental закрыла свою линию в 1906-м году.    Но появился конкурент новый: железнодорожный магнат Джеймс Хилл решил, что его Great Northern Railway необходимо дополнить пароходной линией от Сиэтла до Дальнего Востока; так появилась Great Northern Line. Линию в 1905-м открыли два крупных лайнера - Minnesota (20 602 т) и Dakota (20 714 т); по тоннажу они тогда входили в Топ-6 лайнеров мира. Из двух сестёр Dakota оказалась наименее удачливой: как City of Tokio ранее и как Empress of China в дальнейшем, Dakota в марте 1907-го налетела на подводные скалы в Токийском заливе и была потеряна; что характерно, все три катастрофы обошлись без человеческих жертв. Её сестра Minnesota держала линию в одиночку вплоть до Первой мировой войны, когда лайнер перевели работать из Тихого океана в Атлантический, а саму пароходную линию, оказавшуюся довольно убыточной, закрыли.
Minnesota и Dakota.jpg
Dakota 1904, 20 714 т..jpg
Dakota 1904. В марте 1907 села на мель в Токийском заливе и была списана.jpg
Minnesota 1903. Фото 1917 года.jpg
         
Зато у японцев дела шли в гору. Toyo Kisen Kaisha в 1908 году пополнила свой флот новыми лайнерами Tenyo Maru (13 398 т) и Chiyo Maru (13 431 т), в 1911-м к ним добавилась Shinyo Maru (13 039 т), а в 1915-м японская фирма купила у Pacific Mail, дела у которой пошатнулись, два их прославленных лайнера, Korea и Siberia, переименовав их в Korea Maru и Siberia Maru. Затем в 1920-м японскую линию пополнил Taiyo Maru 1911 года постройки (14 457 т; бывший немецкий лайнер Cap Finisterre).
Tenyo Maru 1908. Фото 1920-х.jpg
Chiyo Maru 1908. Погиб в 1916 году близ Гонконга.jpg
Taiyo Maru 1911.jpg
       
Британцы тоже совершенствовали свою транстихоокеанскую линию. Empress of Russia (16 810 т) и Empress of Asia (16 909 т) были введены в работу в 1913-м году, оба лайнера отличались быстроходностью: Empress of Asia в мае 1914 года пересекла Тихий океан за рекордные для ванкуверской линии 9 дней, 2 часа и 15 минут. После Великой войны в 1920-х линию пополнили Empress of Australia (21 498 т; бывший немецкий лайнер Tirpitz - на линии в 1921-1926 годах) и  Empress of Canada (21 517 т; на линии с 1922 года), а в 1930-м в первый рейс вышла новая Empress of Japan (26 032 т) - крупнейший транстихоокеанский пассажирский лайнер всех веремён и народов.
Empress of Russia 1912. Фото 1920-х.jpg
Empress of Asia 1912.jpg
Empress of Australia. До 1921 имя Admiral von Tirpitz, в 1921-1922 называлась Empress of China.jpg
Empress of Canada 1920.jpg
Empress of Japan 1929 (1).jpg
Empress of Japan 1929 (2).jpg
           
Японцы достойно ответили на вызов. Nippon Yusen Kaisha в 1926-м поглотила своего конкурента, Toyo Kisen Kaisha, после чего приступила к обновлению флота компании. В 1929-м и 1930-м на сан-францисскую линию вышли Asama Maru (16 975 т), Tatsuta Maru (16 975 т) и Chichibu Maru (17 498 т); сии лайнеры работали на линии до 1941 года, из них наибольшую быстроходность показала Asama Maru. В 1940-м линию пополнили других два лайнера: Nitta Maru (17 163 т) и Yawata Maru (17 127 т) создавались для плавания из Японии в Европу - для перевозки участников и гостей Токийской олимпиады 1940 года - но поскольку европейскую линию закрыли из-за начавшейся в Европе войны оба лайнера были переведены на транстихоокеанскую линию, проработав на оной до осени 1941 года.
Asama Maru 1929..jpg
Tatsuta Maru 1930.jpg
Chichibu Maru 1930. 1938 называлась Titibu Maru, с 1939 Kamakura Maru.JPG
Nitta Maru.jpg
Yawata Maru 1940.png
             
Смена участников произошла и в Соединённых Штатах. Pacific Mail, ветеран тихоокеанской гонки, в 1925-м была поглощена пароходной фирмой Роберта Доллара. Dollar Line  спустя 13 лет в свою очередь была переименована в American President Line; название как нельзя более удачное, т.к. почти все пассажирские лайнеры Dollar Line  были названы в честь президентов США - President Grant (1921, 14 124 т), например. В 1931 Доллар вывел на линию два новых лайнера, President Hoover и President Coolidge размером 21 936 брт. каждый. Из двух братьев наиболее быстроходным оказался President Coolidge: в 1932-м он превзошёл по скорости своего конкурента Asama Maru, а в 1937-м побил старый рекорд лайнера Korea, перейдя из Йокогамы в Сан-Франциско за 9 дней, 9 часов и 51 минуту. Оба лайнера погибли на войне: President Hoover в 1937-м стал случайной жертвой китайской авиации во веремя Японо-Китайской войны, President Coolidge работал на линии до 1941-го, затем был переведён в ВМФ и в 1942-м подорвался на мине.
President Grant 1921, 14 124  т.jpg
President Coolidge 1931. New York, July 30,1932.jpg
President Hoover 1930. Погиб 11 декабря 1937.jpg
               
Вторая мировая война нанесла сильный урон тихоокеанскому пассажирскому флоту, который так и не смог восстановить довоенный статус кво. Canadian Pacific после войны решила не возобновлять свою тихоокеанскую пассажирскую линию, закрытую в 1940-м году. Тяжелее всех пришлось японскому пассажирскому флоту: Nippon Yusen Kaisha на войне потеряла все свои океанские лайнеры, кроме Hikawa Maru (1930, 11 622 т): до осени 1941-го оный лайнер работал на линии Йокогама-Сиэтл, в 1953-1961 вновь работал на этой линии, правда, уже в одиночку. Ныне Hikawa Maru , последний из могикан довоенного японского пассажирского флота, превращен в корабль-музей. Немного лучше дела обстояли у American President Line: в 1948-м на линию Сан-Франциско - Гонолулу - Йокогама - Гонконг - Манила вышли новые лайнеры President Cleveland и President Wilson по 15 437 т. каждый; довоенным звёздам линии они уступали и по тоннажу и по скорости. В 1962-м к ним добавился President Roosevelt (1944, 18 298 т), бывший военный транспорт, переделанный в пассажирский лайнер. Но конкуренция со стороны пассажирской авиации делала пассажирское мореплавание с каждым годом всё более и более убыточным, и в начале 1970-х годах American President Line закрыла свою пассажирскую линию. Так закончилась более чем столетняя история регулярного пассажирского мореплавания между Северной Америкой и Дальним Востоком.
Hikawa Maru 1929.jpg
President Cleveland 1947.jpg
President Roosevelt 1944.jpg

Tags: XIX век, история Канады, история США., история Японии, флот
Subscribe

Featured Posts from This Сommunity

  • (no subject)

    Подробное воспроизведение затопления «Титаника» и «Британника» в реальном времени Затопление «Титаника» 14-15…

  • Крупнейшие пассажирские лайнеры XX века

    С момента появления трансокеанских пассажирских линий (возникли в 1840-х годах для регулярных пассажирских перевозок между континентами)…

  • Только «Дон» и «Магдалина», быстроходные суда...

    На далекой Амазонке Не бывал я никогда. Только "Дон" и "Магдалина" - Быстроходные суда - Только "Дон" и…

  • Океанский флот казаков Власовых

    Среди многочисленных знаменитостей Русского зарубежья не так уж и много лиц, достигших успеха на стезе предпринимательства, тем более несправедливо,…

  • Трагедия лайнера «L'Atlantique»

    3 января 1933 года, ровно 82 года назад жертвой огня стал французский океанский лайнер «L'Atlantique». Лайнер был спущен на воду в…

  • Русско-американская линия

    Русско-американская линия - так называлось регулярное трансокеанское пассажирское сообщение между Российской империей и США, осуществлялось Русским…

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments