eho_2013 (eho_2013) wrote in foto_history,
eho_2013
eho_2013
foto_history

Categories:

Цвета суфражисток. Как одежда объединяла феминисток середины XIX — начала ХХ вв.

Автор: Анна Бородкина


"Дикая Роза" требует бережного обращения, анти-суфражистская открытка

Внешний вид неотделим от статуса. Тысячелетиями одежда, обувь, причёска, аксессуары говорили о людях больше, чем они сами. В том числе, об их политических взглядах. В этом материале пойдёт речь о суфражистках, феминистках и «равноправках» середины XIX — начала ХХ веков и том, что их объединяло.

Начало организованного движения женщин за равноправие принято отсчитывать с XIX века. Особенно ярко оно проявилось в Великобритании, стране с жёсткой классовой системой. Здесь суфражизм (от англ. suffrage — «право голоса») стал ещё одним ответвлением борьбы за демократизацию прав.

В 1865 году известный британский политик и экономист Джон Стюарт Милль опубликовал своё эссе «Подчинённость женщины» (The Subjection of Women). На русском книга вышла в 1869 году. В ней Милль развивает свои идеи о том, как женщина может быть освобождена от социального и политического угнетения. Этот труд был создан под сильным влиянием жены Милля — Хэрриет Тейлор Милль, апологета женских прав. Выход «Подчинённости женщины» совпал с образованием первой суфражистской организации, Комитета женских избирательных прав.

К началу ХХ суфражизм раскололся на два направления: «радикальное» и «умеренное». Самыми заметными деятелями «радикального» толка стала семья Пэнкхёрст: Эммелин и две её дочери — Кристабель и Сильвия. В 1905 году они основали Женский социально-политический союз (WSPU).


Кристабель и Эммелин Панкхёрст. 1908

Члены союза верили, что добиваться своего нужно с помощью гражданского неповиновения — демонстрациями, забастовками, голодовками, битьём стекол. Кстати, именно после того, как WSPU начал свою активную деятельность, газеты стали называть женщин, борющихся за избирательные права, уничижительным термином «суфражистки» (suffragette). В свою очередь, активистки приняли это слово на вооружение.
В журналах и газетах суфражистка изображалась как непривлекательная дама (с морщинами, неправильными чертами лица или полная) одетая либо неряшливо, либо в костюм с элементами мужского гардероба. Очень часто карикатурные суфражистки носили очки — как, например, на рисунке известного художника сэра Джона Тэнниела, создавшего культовые иллюстрации к «Алисе в Стране Чудес».

Джон Булль, персонификация Великобритании, не даёт суфражисткам голосовать

Интересно, что сами суфражистки, в том числе члены WSPU считали своим долгом на акциях и парадах выглядеть особенно элегантно для того, чтобы привлекать больше внимания к своим требованиям. Газета Votes For Women в 1910 году заявляла: «Современная суфражистка выбирает изящные и аккуратные наряды», а продавщицы суфражисткой газеты The Suffragette обязаны были «одеваться в самое лучшее».

Более того, суфражистки сделали своими основными цветами фиолетовый (обозначал преданность и достоинство), белый (чистота) и зелёный (надежда). Они активно использовались во всей суфражисткой «продукции»: лентах, сумках, украшениях, значках всех видов, шляпах, одежде, обуви и даже нижнем белье. Опрятный внешний вид активисток и простая комбинация цветов помогли шире распространять идеи суфражисток — любая женщина могла продемонстрировать симпатию движению, надев трёхцветную брошь или ленту.
Итак, в Великобритании, центре суфражистского движения женщины считали, что внешний вид — одно из важнейших составляющих движения. Что об этом думали в Российской империи? Можно ли было вычислить российскую суфражистку в толпе?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сказать о том, каким был суфражизм в России и был ли он таким же, как в Великобритании. В России «женский вопрос» идёт от шестидесятников: об эмансипации говорили и врач Николай Пирогов и философ Николай Чернышевский, политический деятель Михаил Михайлов, экономист Мария Вернадская, активистка Мария Трубникова — с её помощью был выпущен в печать труд Джона Милля, и многие другие.


Мария Вернадская

В журналах тогда стали активно писать о положении женщин, а с 1866 по 1868 годы выходил «Женский вестник», который, несмотря на свою недолгую жизнь в шестидесятых, успешно реинкарнировался в 1905 году. В те годы отечественные «суфражисты» — среди них было немало мужчин — больше всего были обеспокоены женским образованием и профессиональным статусом, поэтому в основном делали упор на этих темах.

Идея о том, что женщины должны иметь те же гражданские права, что и мужчины, пришла несколько позже, к концу XIX века. Движение повернулось в сторону феминизма. Кроме права голоса «равноправки» в России начали активно отстаивали свою сексуальную и матримониальную свободу. Они больше не хотели выходить замуж по решению отцов и требовали возможности легально развестись или сделать аборт.

Но несмотря на то, что суфражизм и феминизм в России стремился охватить все стороны женского быта, очень долго он оставался элитарным движением для горожанок. Большинство тогдашних суфражисток и феминисток происходили из известных фамилий и проживали в Петербурге. Они, как и британки, организовывали женские общества.


Члены Русского Женского Взаимно-Благотворительного общества, 1911 год. Фото из личного архива исследовательницы Ирины Юкиной

Одним из первых было Русское женское взаимно-благотворительное общество, созданное в 1895 году. Любопытно, что на первом съезде раздавались анкеты, и, согласно результатам опроса, большинство активисток были вдовами или незамужними, старше 30 лет, с высшим или средним образованием. Это подтверждает фотография, сделанная на съезде в 1911 году. Мы видим много разных женщин явно старше 30; все они одеты одинаково хорошо и в духе своего времени — пожалуй, это всё, что их объединяет.


«Русская суффражистка». Художник — Владимир Кадулин, серия «Типы курсисток». 1911 — 1915 гг.

Интересно отметить, что на известной открытке того же времени «Русская суффражистка» художника Владимира Кадулина показан совсем иной образ. Юная особа с короткой стрижкой в странной одежде — то ли помятой, то ли трясущейся от резкой походки, то ли просто неаккуратной. На ней маленькая простая шляпка с огромной булавкой, она курит на ходу и «по-мужски» положила руку в карман. Этот образ — полная противоположность степенных дам-благотворительниц из предыдущего поколения активисток.

Однако Кадулин не смог бы нарисовать свою карикатуру, не наблюдая действительность. С началом Первой мировой войны, с новым витком обострения политического положения в стране к «равноправкам» стало примыкать всё больше женщин из всех слоев населения, в том числе девушки из среды разночинцев. Новые суфражистки — молодые девушки, наблюдающие тотальную несправедливость и тяготы военного положения — не захотели мириться с положением дел.

К 1917 году российские женщины уже активно участвовали в политической жизни России. Они выходили на многотысячные манифестации и митинги, пытались избраться в Учредительное собрание. Женщины настойчиво требовали всех гражданских прав. И именно тогда они все объединились под одним цветом — красным. Красный был в гостиных, в церквях, на улицах, в театрах, на работницах, на депутатах.


«Дева Революция. 27 февраля». Рисунок М. Бобышова. Журнал «Бич». № 28. Июль 1917 года

Его позаимствовали у Великой Французской революции, а та, в свою очередь, у древних римлян. Во времена Цезаря и Брута освобождённые рабы носили «пилеи» — красные колпаки, которые позже стали называться фригийскими. В России 1917 года красный цвет был настоящим хитом сезона.

Историк моды Юлия Демиденко в своей статье «Петроград. Мода. 1917» приводит интересный отрывок из фельетона, в котором столичная дама беседует с подругой:

«…Что? Заказать вместо платья vieux rose ярко-красное?.. Как знамя восстания? Это будет модно? Послушай, а ведь это идея! Ярко-красное платье, чёрная шляпа, чёрные чулки и красные туфли… Послушай, ведь это великолепно! Это будет стиль — республики, а?..».

источник


Tags: Европа, история России, общество
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments