a_i_z (a_i_z) wrote in foto_history,
a_i_z
a_i_z
foto_history

Categories:

О роли фотографии в истории, или Два портрета

Художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин очень любил Пушкина.
В обширной библиотеке художника, несмотря на переезды, всегда было полное собрание сочинений поэта.
Об этом свидетельствовала его единственная дочь Елена Кузминична (1922-2008)

Да что там говорить, если он даже Ленина на своей картине обложил сочинениями Пушкина со всех сторон -
был у меня про это недавний пост Однажды, 10 лет спустя

А в начале 1930-х годов Петров-Водкин написал портрет Пушкина и ... уничтожил его.

      

         
В декабре 2018 года отдел технологических исследований Русского музея вдруг обнаружил,
что под слоем одного из полотен Петрова-Водкина, на котором эскиз картины «Колхозницы», есть ещё один слой.
В 20-х- 30- х годах прошлого века из-за нехватки денег многие художники (и Петров-Водкин в их числе)
часто писали новые картины на своих или чужих использованных холстах.

Над «Колхозницами» художник работал с 1937 и почти до самой смерти в феврале 1939 года.
Но так и не докончил.




Вот этот холст и взяли для подробного изучения технологических приёмов Петрова-Водкина.
Однако когда холст просветили с помощью специальной аппаратуры, то оказалось,
что под фигурами и головами «колхозниц» прячется ... Александр Сергеевич Пушкин!

Это было сенсацией, ведь этот портрет считался утраченным, уничтоженным – самим художником,
об этом и сам Петров-Водкин говорил, каждый раз добавляя, что портрет ему не понравился.

Об этом свидетельствовала и его дочь, мол, отец чуть ли не на глазах у неё разрезал полотно.
А перед этим, даже когда картина была почти завершена, повторял, что с Пушкиным у него «не клеится»...
Ещё в своих воспоминаниях Елена Кузминична говорит, что отец начал картину в Болдине,
потом продолжил в Пушкине, где семье дали квартиру в здании знаменитого Лицея.
Но даже после этого образ поэта «не шёл»...

Дочь описала и картину - какой она успела её увидеть.
"Пушкин сидит на диване, нога протянута, а на ковре валяется смятое письмо, наверное, от Натали"
(от Натали – это только дочкино предположение).

Ещё из воспоминаний дочери.
"Папа говорит: – Нет, это не Пушкин. Пушкин таким не может быть.
И в тот момент, когда он резал, я смотрела на лицо Пушкина и мне показалось, что он ухмыляется.
Я говорю: - Если он такой, то это не Пушкин и нечего расстраиваться"...

По счастью в фонде Всероссийского музея А.С. Пушкина сохранилась фотография той уничтоженной картины,
и она совпадает с описанием Елены Кузминичны.
Кто её сделал, неизвестно, но она есть:







Мало того, в запасниках Пушкинского фонда есть и отрезанная нижняя часть картины с книгами на полу
и брошенным письмом (если это письмо, а не какие-то его записи):




То есть Петров-Водкин просто отрезал нижнюю часть картины, а на оставшейся части холста стал набрасывать «колхозниц»,
а «не изрезал» весь холст на части...
Будет ли восстановлена картина или нет – время покажет.
Но уже получилась целая история с обретённым портретом Пушкина, который, как «рукописи не горят», так и он – не разрезан.

А портрет Пушкина Петров Водкин всё же написал, в 1937 году, называется «Пушкин в Петербурге».
И этот портрет тоже необычный, как будто вся вселенская скорбь у поэта в глазах, через сто лет после смерти:

   
   Иллюстрации – из своб. доступа, сайт spb.aif.ru
Tags: Пушкин, живопись, картины, личности, текст
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments