eho_2013 (eho_2013) wrote in foto_history,
eho_2013
eho_2013
foto_history

Categories:

Евангельский цикл В.П. Верещагина

Сегодня уместно поговорить о цикле картин "Страсти Христовы", написанных специально для Храма Христа Спасителя и чудом уцелевших при его сносе...

вер.мол.чаш
Моление о чаше

Когда речь заходит о шести полотнах евангельской тематики, написанных для Храма Христа Спасителя (они чудом уцелели во время уничтожения Храма), многие испытывают недоумение - вроде бы их автор Василий Верещагин, но манера письма совершенно не характерна для великого баталиста, автора знаменитого "Апофеоза войны", и напоминает об итальянской школе живописи.
Дело в том, что их автор - действительно Василий Верещагин, но не Васильевич, а Петрович, однофамилец и тезка великого баталиста. Работы Василия Петровича часто приписывают более знаменитому собрату.

вер.вас.петр
Василий Петрович Верещагин

Художник написал шесть полотен, представляющих единый цикл: "Моление о чаше", "Се человек", "Несение Креста", "Распятие", "Снятие с Креста", "Положение во гроб".
Высота каждого изображения почти 5 метров, ширина - 3. Готовые полотна осторожно намотали на валы и так перевезли из Петербурга в Москву в Храм Христа Спасителя, где они украсили алтарную часть.

вер.се.чел
"Се человек"

Василий Петрович Верещагин был академистом - и выпускником Петербургской Академии художеств, и ее преподавателем в звании профессора исторической и портретной живописи. Его работы не раз получали золотые медали на международных выставках. Например, картина "Илья Муромец на пиру у князя Владимира" удостаивалась золотых медалей дважды - на Всемирных выставках в Лондоне (1872) и в Вене (1873). Позже она вместе с другими картинами на темы русских былин украсила дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге (ныне Дом ученых). Много художник работал и для православных соборов - Исаакиевского в Санкт-Петербурге, Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Его росписи в церкви Марии Магдалины в Иерусалиме считаются необыкновенно выразительными.
Для Храма Христа Спасителя он подготовил не только картины с изображениями Христа (образ Христа был главным в Храме, посвященном его имени), но и ряд икон, которые, к сожалению, погибли.

вер.нес.крест
Несение Креста

Неизвестно, почему при сносе Храма полотна уцелели, ведь работы многих выдающихся художников были безжалостно уничтожены. Возможно, художников-однофамильцев спутали, а к творчеству Василия Васильевича Верещагина в советское время относились с уважением. Как бы то ни было, полотна сняли со стен, снова смотали в рулоны, уже не так тщательно, и отправили в Ленинград. Там их положили в подвал Казанского собора, где в то время находился музей истории религии и атеизма, и надолго забыли о них. Как позже признали реставраторы, "условия хранения были неудовлетворительными".

вер.рест1
"Несение Креста" до реставрации

В скатанном виде картины пережили и блокаду, когда Казанский собор был лишен отопления, и в подвалах было холодно и сыро. Холсты начали подгнивать, на них появилась плесень, красочный слой местами стал осыпаться... Вспомнили о полотнах Верещагина только в середине 1990-х годов, когда началось восстановление разрушенного Храма.

вер.фраг
"Се человек" до реставрации

Реставраторы немало потрудились с полотнами Верещагина, прежде, чем изображения Христа заняли свое место в возрожденном Храме.

вер.расп
Распятие

Полотна Верещагина - то немногое подлинное из Храма Христа Спасителя, что создает хоть какую-то преемственность прежних оформительских традиций в новом Храме. Ныне церкви картинами не украшают, только иконами канонического письма. Современные церковные иерархи считают живописные полотна "чуждым вкраплением в русскую церковную традицию", по словам митрополита Илариона (Алфеева). Но когда речь идет о восстановлении прежних интерьеров, делается исключение.

вер.сн.кр
Снятие с Креста

Сейчас увидеть картины В.П. Верещагина могут только немногие избранные - работы размещены в алтарной части по сторонам от главного престола. Мирянин, не служащий в Храме. может появиться здесь только по благословению; а женщины вообще не должны заходить в алтарь. Только репродукции и фотографии дают представление о работах художника. Говорят, что под тридцатиметровыми сводами, среди храмового убранства полотна Верещагина смотрятся необыкновенно величественно.

вер.пол.гр
Положение во гроб

Так что тем, кто успел ознакомится с полотнами на этапе реставрации, повезло.

вер.рест
Специалисты МНРХУ за работой

Tags: XIX век, ХХ век, живопись, история Москвы, история России, храмы
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments