eho_2013 (eho_2013) wrote in foto_history,
eho_2013
eho_2013
foto_history

Categories:

Загадочный пейзаж


В.Ф. Аммон. Вид Москвы с Воробьевых гор

Пейзаж написан в середине 19 века. Москва с тех пор сильно изменилась, но на картине Аммона есть архитектурные ориентиры - стена Новодевичьего монастыря и Храм Христа Спасителя в центральной части города.
Но полотно все же дает больше загадок, чем подсказок... С какого ракурса Аммон писал свой пейзаж, если Новодевичий монастырь оказался справа от зрителя?
Если монастырь справа, значит, художник должен стоять спиной к центру города и лицом к Воробьевым горам, причем, стоять не на горах, а на другом берегу, в Хамовниках...
На этом современном фото монастырь справа, как на картине, а перед зрителем, за рекой - Воробьевы горы с высоткой Университета:


 А если перед нами излучина Москвы-реки, на берегу которой со временем появится стадион Лужники, то при взгляде с Воробьевых гор монастырь должен быть в левой части пейзажа...
Вот тут хорошо виден и монастырь слева, и Храм Христа Спасителя по центру:

На рубеже 19 и 20 веков высотная застройка еще не заслоняла пейзаж...


Ныне сложно опознать место старого пейзажа... Однако, если приглядеться, слева (а не справа!) видна колокольня Новодевичьего монастыря, а впереди, за Большой спортивной ареной - Храм Христа Спасителя... Хотя Храм на снимке выглядит значительно меньше, чем на полотне.


А если смотреть на излучину реки в том же ракурсе, как на пейзаже Аммона, монастырь вообще не виден, теряется среди городской застройки... О Храме и не говорю...

Есть и другие пейзажи, написанные на Воробьевых горах. Например, картина Айвазовского:




И.К. Айвазовский. Вид с Воробьевых гор, 1848

Но здесь художник развернулся вправо, запечатлев вид реки, уходящей к Нескучному саду и будущему парку Горького... Храм Христа Спасителя еще в лесах, и его темный силует среди светлой, белокаменной городской застройки невелик, как и на современном фото... Монастырь вообще остался за рамками картины.


Ф.И. Ясновский. Вид на Новодевичий монастырь. 1860-е
А вот Ясновского интересовал именно Новодевичий монастырь и вид на него с Воробьевых гор... Здесь не видны ни центр города, ни Храм. Художник развернул мольберт влево.

Остается предположить, что  Аммон, хоть и был реалистом, условно перенес стену Новодевичьего монастыря на другой берег реки, чтобы показать красоту и своеобразие его башен, не попадающих на пейзаж другим образом.

Фото собраны на Яндекс.Картинках

Tags: XIX век, Москва, архитектура, живопись, история России, картины, монастыри, фотографии, художники
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments