amapok (52vadim) wrote in foto_history,
amapok
52vadim
foto_history

Categories:

Лучший ас Финляндии


Эйно Илмари "Иллу" Юутилайнен

Эйно Юутилайнен родился в городе Лиекса в Финляндии, в составе Российской империи, 21 февраля 1914 года. С детства, прочитав книгу о «Красном бароне» — Манфреде фон Рихтгофене, решил стать летчиком. Детские и юношеские годы провел в Сортвале. Летное образование получил в Воздушной академии.



Считается, что Ютилайнен сбил 94 самолета с какой-то дробью. Об этой дроби он рассказывает в своем интервью, которое дал в 1999 году американскому журналу «Милитэри хистори», вы можете прочитать это интервью в приложениях. Там же он грустно замечает, что еще около 30 побед так и остались неподтвержденными. Воистину справедлива пословица: «Нигде так не врут, как перед выборами, на войне и после охоты». Но для начала приведем список его побед.



В составе группы Юутилайнен, прозванный по немецкой традиции Иллу, принимал участие в «зимней войне» с СССР, уничтожив на «Фоккере» Д. XXI 19 декабря 1939 года ДБ-3 — первая победа Юутилайнена, И-16 и СБ в группе.


Самолет Fokker D.XXI в ВВС Финляндии во время Второй мировой войны.

9 июля 1941 года Юутилайнен вновь вступил в бой с ВВС РККА, а позднее и с сопровождавшей конвои авиацией союзников. 9 июля 1941 года Иллу были записаны две победы над И-153. Среди сбитых Юутилайненом самолетов — все мыслимые и немыслимые типы самолетов противника: здесь и И-15бис и И-153, И-16 и ЛаГГ-3, МиГ-1 и МиГ-3, Як-1, Як-7 и Як-9, Ла-5 и Ла-7, ДБ-3Ф и Пе-2, Ил-2, СБ и Ли-2, «Спитфайры», «Мустанги» и даже «Лайтнинги», невесть откуда взявшиеся на советско-финском фронте, не говоря уже о «Харрикейнах», «томахауках» и «Аэрокобрах». А также Хе-111, сбитый в 1942 году. По числу записанных на его счет сбитых типов Юутилайнен является мировым рекордсменом. Ни один другой летчик не заявлял об уничтожении сразу 23 сбитых типов.


Ilmari Juutilainen и его Brewster BW-364 в войне продолжения на аэродроме Тийксярви зимой 1942–1944 гг.

С июля 1941 года Юутилайнен воевал на нескольких типах американских «Брюстеров», сбил на этой машине 28 самолетов союзников. С января 1943-го использовал немецкие Ме-109 12 различных модификаций (!) — от Ме-109 Г-2 до Ме-109 Г-6.


После перевооружения на Ме-109 в начале 1943 года воевал в составе летной группы (полка) 34 — LLv34. Свою последнюю победу одержал над транспортным Ли-2 3 сентября 1944 года, за две недели до окончания войны. Всего мастер группы Э. Юутилайнен совершил 437 боевых вылетов.



Bf 109G-2, Музей «Крылья мечты» в Сан-Карлосе , Бразилия. На этом типе самолета Juutilainen одержал 58 воздушных побед.

Победы

Fokker D.XXI 2 1/6
Brewster B-239 34
Messerschmitt Bf 109 G 58
Всего 94 1/6

После войны в течение нескольких лет находился в составе финской гражданской и коммерческой авиации.

Умер 21 февраля 1999 года.

За боевую работу Юутилайнен был дважды награжден финским Крестом Маннергейма 2-го класса (лишь четыре человека были удостоены этого Креста дважды), также награжден финской Медалью свободы и Крестом свободы 3-й и 4-й степеней, награжден также немецкими Железными крестами2-й и 3-й степеней, медалями.


https://en.wikipedia.org/wiki/Ilmari_Juutilainen
https://ru.qwe.wiki/wiki/Ilmari_Juutilainen
https://history.wikireading.ru/271668
https://iknigi.net/avtor-ilmari-yutilaynen/63457-ya-bil-stalinskih-sokolov-luchshiy-finskiy-as-vtoroy-mirovoy-ilmari-yutilaynen/read/page-1.html
Tags: авиация
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments