y4astkoviu (y4astkoviu) wrote in foto_history,
y4astkoviu
y4astkoviu
foto_history

Category:

Гродненский тяжёлый мопед «Niemen R-100»



«Минск» — главный мотоциклетный бренд Белоруссии и одновременно единственный. Хотя имелся в давние времена в Белоруссии и другой мотоциклетный бренд, тоже произошедший от географического названия — «Неман».

История гродненских мотоциклов начинается еще во времена Российской империи. В 1894 году семья Старовольских открыла завод металлических изделий. Пережив все передряги смуты начала 20 века заводик тихо существовал и осваивал новую продукцию.

К тринадцатым года завод Старовольские освоил выпуск швейных машинок и велосипедов, очень высокотехнологичных изделий по тем временам. Большую часть комплектующих фирма закупала заграницей. В Гродно главным образом шла сборка.

Взвод велосипедистов Почтового Отделения Военного
Переселения в Гродно на велосипедах типа "Неман"
В 1934 году Niemen делает еще шаг вперед и начинает выпуск мопедов. Теперь предприятие стало назваться Kresowa Wytwоrnia Rowerоw i Motocykli Niemen. Технологи использовались уже отработанные.

Иностранные комплектующие, своя рама и сборка. Через два года градус подняли, на Niemen начали производство легких мотоциклов. От прежнего курса не откланялись. Двигатели для мотоциклов закупали у немецкой фирмы Fichtel & Sachs и британской Villiers. Покорить удалось рабочие объемы в 125 и 150 кубиков.

«Niemen R 150»
Niemen R 100 затесался где-то между двумя славными события в истории завода, как-то выпуск мопедов и мотоциклов. По своим характеристикам он получался тяжелым мопедом. У Niemen R 100 имелись педали, уже имел больший рабочий объем чем предыдущие мопеды завода, рабочий объем их силовых агрегатов равнялся 75 кубикам.
Ну и комплектация у таких моделей была скромная, передняя вилка без амортизации и тд. Niemen R 100 представлял из себя более серьезный аппарат.

Польская молодежь на мотоциклах «Неман»
На Niemen R 100 устанавливался двигатель германской фирмы Fichtel & Sachs. Силовой агрегат одноцилиндровый, двухтактный, рабочий объем 98 куб.см., мощность 2,25 л.с. Генератор магнето фирмы Wilja модель 6V, 18 вольтовое.
Из деталей местного производства рама да шины фирмы Stomil. Вообще, Niemen R 100 был копией германских мотоциклов Victoria V 99 Fix. Копией неплохой, ибо пытались многие, но не у всех получалось прилично скопировать.

История бренда Niemen закончилась по понятным причинам в 1939 году. После 45 года завод перепрофилировали под производство радиоприемников.
Сегодня для отдельных граждан это повод вспомнить о «Белоруссии, которую мы потеряли». Активно утверждается, что продукция завода пользовалась неимоверным спросом. Спрос может и был, а вот продажи количеством не поражают. В год производилось чуть больше сотни мотоциклов.
Для мотоциклов легкого класса это вообще ничто. Самые мелкие европейские фирмы выпускали больше в разы. Велосипедов Niemen выпускалось больше. Целых десять тысяч в год. Для тридцатых это смешные объемы.
И это в очередной раз доказывает, что население Западной Белоруссии под польской оккупацией жило на грани, а то и за гранью, нищеты. Десять тысяч велосипедов в год это объем примерно Турции или Египта в те же годы.
Газета «Свабодная Беларусь» 26 ноября 1939 г. пишет о заводе: «Велосипедный завод «Неман» всегда славился в Гродно тяжелыми условиями труда. Рабочие здесь работали по 12-14 часов в сутки в грязных, холодных цехах, получая за свой труд ничтожную заработную плату. Хозяин завода Старовольский, используя увеличивающийся спрос на велосипеды, расширял свое предприятие за счет уплотнения рабочих мест и перенесения некоторых цехов на чердак. Поэтому не случайно, что в цехах тесно, а летом от раскаленной крыши рабочие изнемогали в духоте и получали тепловые удары, в результате чего одна работница умерла.

На охрану труда, технику безопасности и медицинское обслуживание не обращалось никакого внимания. Предприниматель завода в погоне за прибылью игнорировал законные требования рабочих. Он на отсутствие нужной вентиляции, умывальника, столовой, бачков для питьевой воды, медпункта смотрел как на предметы, без которых, по его мнению, рабочие могут жить. Когда рабочему Рейзеру, работавшему на горизонтальном фрезерном станке (он не имеет холостого хода и не огражден предохранительным щитком), изуродовало руку, хозяин ответил: «Не подставляй… и смотри в оба».

Рабочие, которые работают у паяльной печи, почти все переболели воспалением легких, ибо здесь вентиляция осуществлялась выниманием окон. Пищу рабочие принимали немытыми руками, прямо у своих станков, чтобы сэкономить время.

Как только Рабоче-Крестьянская Красная Армия вступила в Гродно, на заводе был избран рабочий комитет. Он с первых же дней принялся за оздоровление условий труда. Был установлен 8-часовой рабочий день, погашена задолженность по заработной плате. Для ликвидации тесноты получено помещение, где будут размещены механический цех и сборка мотоциклов. В доме бывшего хозяина открыт клуб. В нем есть газеты, брошюры, книги. Работают струнный и драматический кружок. Организован кружок по изучению русского языка.

С большим подъемом встретили рабочие постановление Временного управления гор. Гродно о национализации завода, сейчас они работают не на хозяина, а на самих себя, на благо трудового народа. В ответ на это они повысили производительность труда. Вместо 25 велосипедов выпускают ежедневно 30 и изготовляют 60 велосипедных рам. Борются за качество выпускаемой продукции».

Любое противопоставление Niemen ММВЗ смешно. ММВЗ это мощнейшее предприятие, с объемами производства многократно превосходящее гродненский завод, двигатели собственного производства, собственное КБ, экспорт в десятки стран. (Цы.)
Tags: 1930-е, история Белоруссии, история Польши, мото, техника, транспорт
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments