Валентин Шеховцов (valentincehov) wrote in foto_history,
Валентин Шеховцов
valentincehov
foto_history

Category:

Без колыбельных

P2110102

 — Как вы видите перестройку в сельской школе?

— Надо научиться преподавать опираясь на жизненный  опыт ученика. Пока учитель психологически не готов к диалогу с классом. хотя знает массу нужных и ненужных вещей из области педагогики и психологии. А ведь они по природе своей должны быть единым целым. Школа десятилетиями управлялась как бюрократическая контора. И разрушенные отношения содружества учителя и ученика пока не возродились. Базисный уровень учебных программ должен быть единый но с региональными «ветвями». Чем ближе к школе, тем «ветвистей».

Даем, положим, первые представления о биологических процессах. А примеры, «фактура» — из жизни местной флоры и фауны, вплоть до собственного хозяйства. Сельский школьник — реальный или потенциальный — совладелец подворья. В отличие от горожанина он уже включен в хозяйственную жизнь.

— Старый — деревенский культурный уклад разрушен, во многих местах — начисто, невозвратно. А оказалось заменить ого нечем. Можно ли возродить эту утраченную духовность? Как? Это главные вопросы.

— Тот уклад держался церковью, школой и деревенским «миром». Крушение трех этих столпов стало и его крушением. Не уверена, что повсеместное восстановление религиозного сознания — непременное и скорое дело, как и возрождение традиций крестьянской общины. Думаю, духовное возрождение деревни пойдет не через церковь, а через школу.  Она же, как известно, до недавнего времени не ставила своей целью воспитание духовности — только «формирование  материалистической картины мира».

Правда, нравственный идеал пытались «вложить» в курс русской литературы, и в дальнейшем литературе должна стать одной из составляющих воспитания духовности. Но преподаваться она должна, видимо, иначе.  Я спрашивала многих ребят в школах, пели ли им матери в раннем детстве колыбельные песни. Оказывается, не пели. А ведь начало семейного воспитания, воспитания близости родителей и детей именно в колыбельных и заложено.

Вообще в народных стихах, песнях, плачах воплощены все типы нравственных отношений между людьми: любовь, дружба, жалость, тоска по ушедшему. Потом перейти к изучению древней литературы. Затем уже — классика.  С другой стороны, воспитанию духовности поможет и Библия. «Не убий», «не укради», «не солги», понятия о грехе и раскаянии...  Думаю, что священники могли бы читать в классах историю религий, вести беседы с учениками.  Школа должна стать сердцем села, преемником и хранителем всей веками накопленной культуры.

Интервью взял Григорий Юнин.

Возможно из журнала "Крестьянка"
Tags: 1980-е, деревня
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments