Валентин Шеховцов (valentincehov) wrote in foto_history,
Валентин Шеховцов
valentincehov
foto_history

Categories:

Любопытное знакомство

P2060045

Весь 1935 год для меня прошел под знаком увлечения живописью главным событием, конечно, были выставка самодеятельного искусства, организация студии и начало учебы. В корне изменился сам образ моей жизни. Кончились замкнутое одиночество художника самоучки, началось обширное знакомство с кругом людей живущих искусством. Но вот отголосок эйфории выставки, нечаянное знакомство. Это было летом, когда наши преподаватели разъехались по своим творческим делам. Мы получили творческие задания на каникулы я начал писать две тематические картины (об их судьбе расскажу несколько позже), кроме того, в свободное от работы время каждый день ходил в лес писать этюды.

Однажды в выходной день, я собрался в лес как обычно с этюдником. Вдруг приходит человек почтенного возраста, но далеко не старого, весьма интеллигентной наружности. Знакомимся. Он меня знает по выставке и выражает желание познакомиться. Из его рассказа было ясно, он мне своего рода родственная душа, только с той разницей, что в 20-ти летнем возрасте увлекся искусством превратившись в ребенка, он 55 лет заболел тем же Он главный инженер главка союзного значения лав рыбы», в его ведении рыболовный флот Дальнего востока. Время от времени он там бывает, но постоянно служит в Москве. Он достал из портфеля три хорошо знакомые мне книжки: «Каталог выставки», «О народном творчестве» Четыркина А. и книгу, толстый журнал «Искусство» по этим книгам, статьям в них и по выставке он со мной знаком Я подумал: - ничего не сделал, а за мной пошла «слава» не долго зазнаться и тут его спросил: «Чем могу служить?»
Он объяснил мне, что хотел бы получить наглядное представление о рисунке, о живописи. Хочется посмотреть, как это делается. В студию поступать как-то неловко. Не мог ли бы я преподать наглядный урок.
- Ну и прекрасно! Пойдемте в лес, здесь рядом и я при вас напишу эпод с начала до конца. Что поделаешь, хотя мне тоже неловко едва став учеником заделываться учителем».

Так состоялось наше удивительное знакомство. Не мог я отказать своему страдальцу, собрату-самоучке. Был у него, показал, как надо писать натюрморт.
Он мне в качестве компенсации заказал одну оформительскую работу для учреждения, это мне помогло улучшить мое художественное хозяйство.

Сейчас я вспоминаю это мимолетное знакомство и думаю, - сколько таких душ, однажды поздно проснувшись, страдают, мучаются, стараются познать, а время упущено. О таких случаях сообщают как феноменальных, удивительных. Я, работал именно с такими «феноменами» и хорошо знаю, что это явление чисто социальное. Все таланты рождаются одновременно с появлением на свет, но далеко не все оказываются в благоприятной для развития среде. Мои родители росли в полной темноте, в которой только исключительный случай мог послужить проявлению таланта. Мой знакомый и был таким феноменом, который пробудился за 5 лет до пенсии, хотя и вырос в благополучной семье, где был достаток.

Мой старший товарищ и ученик, просто боготворил меня и однажды сделал мне прямо таки фантастическое предложение, - выписать творческую командировку на рыболовное судно, с хорошим окладом на несколько месяцев. Жить вместе с рыбаками, наблюдать, делать зарисовки, писать этюды. Да это же «знойная мечта поэта!». Как сказал бы Остап Бендер. Но для меня, в тот памятный момент эта мечта была лишь минутным воображением. Куда мне начинающему студийцу, делающему только первые шаги в живописи. Не говоря уже о том, что я приписан к военкомату и должен быть готов к вызову на службу в армию. В довершение рассказа о любопытном знакомстве, упомяну, что своего поклонника, старшего товарища я рекомендовал в платную студию на Мясницкой улице, где до открытия студии ВЦСПС я временно учился.

Там и нашла утешение, его запоздалая любовь. Студию эту, я случайно обнаружил вскоре после выставки самодеятельного изобразительного искусства, увидев на двери парадного входа с улицы, малюсенькую записку, приглашающую учиться живописи. Это и была моя первая школа. Студия была крохотная, как и ее «вывеска». Хозяин, старый интеллигент, коренной житель Москвы, вдумчивый, терпеливый преподаватель. Учился я здесь всего два месяца. Этот короткий срок учебы, оставил у меня заметный след в памяти на всю жизнь. Здесь я впервые почувствовал и понял как серьезен и глубок предмет полюбившегося мне занятия.

В изобразительном искусстве мало чувствовать - это мы все умеем с детства, надо познать предмет, понять его сущность и потом уже уметь изобразить его на плоскости как бы в пространстве, оставив одну только суть, то есть создать образ предмета. Для того чтобы научиться, как это совместить, нужно всю жизнь отдать этому делу целиком, каждодневно, ежечасно, постоянно. С таким убеждением я пришел учиться в студию ВЦСПС. Удастся ли мне добиться всего этого - вот вопрос.

Василий Филатов. Воспоминания. История семьи
Tags: живопись, мемуары
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments