y4astkoviu (y4astkoviu) wrote in foto_history,
y4astkoviu
y4astkoviu
foto_history

Category:

Украинский Порше: история купе ЗАЗ «Спорт-900»


b23fc71cad90b36ac0e46005d69fda20.jpg

Мало кто знает, что в 60-х «горбатый» ЗАЗ-965 на полном серьезе планировали превратить в спорткар по типу Porsche 911. Специалисты знаменитого института НАМИ и Московского института автомобильных кузовов создали элегантное купе МКЗ-НАМИ Спорт-900.

По меркам того времени “Спорт-900” – заурядная самоделка. Ее, как и десятки – (если не сотни!) таких неординарных машин, задумали несколько энтузиастов, желающих иметь автомобиль необычного для
01b05c1f4cd823b5f96f18be5c39194c.jpg
советских просторов типа. В данном случае – купе, не выпускавшегося ни одним из отечественных заводов.
Между тем, середина ХХ века было золотой эрой народных спорткаров. Многие европейские марки имели в своей модельной гамме спортивные, или туристические, как говорили у нас, версии свои массовых моделей. У VW это был Karmann-Ghia, у Renault – модель Florida, а у Fiat так вообще каждая массовая малолитражка сопровождалась версией в кузове купе или родстер.

Их было шестеро – по числу построенных машин (хотя по собранным фотографиям журналисты Авто24 насчитали 5 экземпляров). Несмотря на официальный статус самодельщков, это был коллектив настоящих профессионалов: инженеры Кузьма, Лев и Игорь Дурновы, дизайнеры (художники-конструкторы по тогдашней терминологии) Эдуард Молчанов и Феликс Хайдуков, химик Анатолий Сывороткин и художник Владимир Елтышев.
Все они работали в Научном Автомоторном институте НАМИ и на Московском экспериментальном заводе погрузочных машин, в 1966 году получившем наименование МЗАК – Московский завод автомобильных кузовов.
0c57011c2647df8049c9081b3d106733.jpg
Как раз в цехе данного предприятия была изготовлена оснастка для сборки спорткаров, а затем и они сами. Очевидно, участие в проекте двух столь уважаемых организаций и дало жизнь одной из легенд об автомобилях “Спорт-900”. В наши дни некоторые “историки” утверждают, что эти машины создавались как опытные образцы для последующего серийного производства, и дескать, только по вине нерасторопного руководства ЗАЗа и автопрома данные купе не пошли в серию. Но повторимся: это был совместный проект частных лиц, хотя поддерживаемый так или иначе государственными организациями.

Кстати, первичное название спортивных “Запорожцев” – именно “Спорт-900”, где цифра означала объем двигателей МеМЗ-966, используемых на большинстве этих самоделок. Аббревиатуру КД автомобиль получил позднее, по имени директора завода МЗАК Кузьмы Даниловича Дурнова до 1965 г. Поскольку работа была буквально штучная, шесть автомобилей были сделаны в течение нескольких лет: с 1963 по 1969-го.
58bc3bc5d0107cc7ee3947f8b20f3135.jpg
Машины отличались между собой, поскольку каждый строился для одного из участников проекта, имели место некоторые индивидуальные черты. Могло быть две или четыре фары, отличаться оформление задней панели, также с двумя или четырьмя фонарями, различались размеры заднего стекла и исполнение салона. Несколько авто имели широкую заднюю стойку крыши – считается, что это более поздние экземпляры.
92131a7b72fafeae06d66f37bcad8e1e.jpg
Без преувеличения, эти самодельные автомобили были уникальны даже в сравнении с другими самоделками. Главное отличие – в их высоком техническом уровне и тщательной дизайнерской проработке. Хотя конструктивно КД были типичными самоделками той поры.
Автомобиль базировался на раме, сваренной из 70-миллиметровых труб, дополненной несложной пространственной конструкцией из более тонких, 30-миллиметровых труб.
К слову, по подобной схеме были устроены и некоторые серийные спорткары того времени – например, американский Chevrolet Corvette. Характерно, что такая конструкция по своей природе обладает врожденными недостатками, которые, однако, создатели “Запорожцев”-купе смогли обойти.
84442e26830b45a05f97be26147dca0e.jpg
Так, большинство автомобилей, построенных по такой схеме, отличаются немалой массой, в лучшем случае равняющейся массе аналогичного авто с цельнометаллическим кузовом: ведь и сам стеклопластик материал нелегкий, да еще стальной каркас добавляет массу.
Но конструкторы “Спорт-900” не зря являлись штатными работниками НАМИ, они рассчитали автомобиль таким образом, что при больших габаритах он вышел на 160 кг легче базового “Запорожца” – всего 500 кг снаряженной массы! В результате автомобиль длиной 3,7 м и пассажирской формулы 2+2 развивал скорость в 120 км/ч – и это при 23-сильном моторчике!

Еще одна особенность самоделки КД тоже касается кузова. В принципе, его можно было вылепить из стеклопластика хоть целиком, но конструкторы опирались на промышленный подход. Кузов собирали из отдельных деталей, их было порядка тридцати. Это позволяло легко проводить ремонт в случае повреждений, а в случае мелкосерийного производства частично механизировать производство. Для сравнения: стеклопластиковый кузов Chevrolet Corvette образца 1953 года состоял из 46 деталей.
1

2

3

4

Увы, “Запорожец”-купе остался машиной штучной работы. Интересно, что большинство экземпляров “Спорта-900” сохранились до наших дней – в этом конечно же заслуга “вечного” стеклопластикового кузова, не страдающего от коррозии.
Правда, все образцы требуют реставрации, но утешает то, что они пребывают в руках неравнодушных людей, в музеях и частных коллекциях. А значит, их восстановление – лишь вопрос времени. Вот так наш “Запорожец” вошел в историю как автомобиль, имеющий версию с кузовом купе. (С.)
5
Tags: 1960-е, авто, авто-история, интересно, история Украины, техника, транспорт
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments