Валентин Шеховцов (valentincehov) wrote in foto_history,
Валентин Шеховцов
valentincehov
foto_history

Category:

Ликбез и раскулачивание в деревне Шатки

12

Наступил 1929 год. В этом году мы с Костей заканчивали семилетку. Нам 15 и 14 лет. Но в это памятное время нас считают уже взрослыми. В самом начале зимы сына директора школы Сашу Копылова, Костю и меня вызвали в райком партии. Там объявили, что мы назначаемся на ликбез (ликвидацию безграмотности). Каждый из нас поедет на месяц в отдаленные селения района. Я должен ехать первым в деревню Шатки, что в 15 верстах от Арзамаса, а меня должен сменить Костя. За два месяца мы должны взрослых людей от 18 лет и старше научить читать, писать и выполнять четыре действия арифметики.

Меня снабдили всем необходимым: документом для обращения в сельсовет, тетрадями, букварем и на первый случай продуктами: мука, крупа, сахар, чай фруктовый, толокно. Как учить? Методика была немногословна: и предельно понятно - учи, как тебя учили. Мама меня еще кое-чем снабдила, напекла пирогов, папа дал денег, и я с вещмешком отправился на базар, там комсомолец разыскал мужика с подводой из этой деревни. И вот я, пацан - учитель, впервые в жизни отправился в неизвестное.

Тяжело было отрываться от дома на целый месяц. Мужик меня укутал в тулуп, мягко и уютно на сене. Весело потрусила лошадка по укатанной санями дороге. Я успокоился. Проехав село Выездное, мужик спросил меня? «Ты зачем едешь?», «Учить грамоте» ответил я. «Так там есть учитель в школе, он обучает детей». А я буду обучать взрослых, на этом мои объяснения закончились. Мужик обернулся к лошади, подстегнул слегка и сказал про себя - Это никому не нужна". Эта грустная мысль не покидала меня всю дорогу.

Надо сказать, это моя первая командировка на очень многое открыла мои глаза. Обойдя все дома я воочию убедился в страшном наследии прошлого. Всё население деревни старше школьного возраста, сплошь неграмотно. Понятие ликбез только для этой одной деревни несет в себе непомерную задачу. Я загрустил, почувствовав, что попал как «кур во щи». Справиться с такой задачей равносильно муравью побороть голиафа. Все мои переживания за одну минуту рассеял учитель, посмотрев список не старше 30 лет "Ну и прекрасно! Десять человек из них наверняка придут. В школе только одна классная комната на 20 человек. Вечером она свободна.

На другой день я приступил к занятиям. Все было, как сказал учитель. Отказавшихся я пытался уговорить, найдя их в мастерской, где они делают кошму и валяют валенки. Но они отказались на отрез: - «Это нам не надо!». С учебой все идет хорошо. Каждый вечер у меня полный класс учеников. Они все старше меня, но слушаются и прилежно стараются. Живу в доме одинокой, очень доброй женщины, она готовит мне по тем временам не очень хитрую пищу. У хозяйки есть корова, я вдоволь обеспечен молоком. Днем мне почти делать нечего, читаю книги из школьной библиотеки и интересуюсь жизнью деревни.

Мне даже пришлось лицом к лицу встретиться с совершенно для меня непонятной политикой в сельской местности. Если ликбез был непонятен для взрослых пожилых людей, то с чем я встретился здесь было непонятно всем. Меня, как "учителя", пригласили на совещание руководства сельского совета по вопросу «классовой борьбы в деревне». Из райкома пришла директива: раскулачить не менее (?!) пяти кулаков. Для раскулачивания надо назвать их. За ними приедут ночью и увезут. Я в то время в политике разбирался на уровне школьника. Учась в школе, мы знали, что происходит в стране. В газетах видели карикатуры на кулаков. Художники их изображали неизменно с обрезом в руках и с ножом в зубах, небритой щетиной на щеках и свирепым выражением в глазах. Теперь мне предстоит их увидеть в натуре, живыми. Даже страшно стало.

12
Н. Богданов-Бельский, «Новые хозяева. Чаепитие». (1913 г., собрание Государственного художественного музея Алтайского края).
На картине изображена семья богатых крестьян, купившая поместье разорившегося дворянина


Комиссия в составе председателя сельсовета, представителя комитета бедноты, секретаря парт-ячейки, учитель школы и меня в качестве свидетеля. Вот я и свидетельствую: Мы обошли 5 домов, обреченных на раскулачивание. Все дома ни чем не отличались от остальных. Обитатели и их обстановка в избах были такими же как и во всех домах, я их перед этим обошел все. Те же лавки некрашеные вдоль стен, табуреты, столы, сделанные когда-то хозяином. Все самодельное, кровать, зыбка, спящий ребенок, покрытый кое-чем. Эти жители ни чем не отличались от всех жителей деревни.

Мне учитель сказал - «Кулаков нет. Был один, его раскулачили до этой компании. А эти отличаются от остальных жителей только тем, что у них когда-то, у их дедов, было две коровы или 2 лошади, или дом пятистенный, а не четырех». Никакой установки в определении признака принадлежности к кулаку не было. Думайте сами, а не то... Учитель потом сказал мне, "Когда царит беззаконие, жаловаться не куда». Это был какой-то ужас. Так я получил первый урок политграмоты

Василий Филатов. Воспоминания. История семьи

Tags: 1920-е, мемуары
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments