Валентин Шеховцов (valentincehov) wrote in foto_history,
Валентин Шеховцов
valentincehov
foto_history

Category:

Наедине с природой

P1010071
1936 год. Я и Костя. Читаю Чехова. На горизонте наши дома.

Переезд в Измайлово удалил нас от культурного центра, от постоянного общения со всем к чему мы так привыкли за 5 лет, но приблизил нас к природе, чем я и воспользовался в первый же выходной день. Благо, лес был рядом, и я успел уже присмотреть место, где протекает малюсенькая речка Серебрянка, обрамленная по берегам пышно цветущей вербой. Ну как тут удержаться. Опыта писать маслом на пленэре* у меня не было никакого.
________________________
*Так художники называют занятие живописью на открытом воздухе

________________________

Но, однажды испытав радость общения с натуральными предметами жизни, мне трудно было удержаться от желания выразить свои ощущения от общения с природой. Не берусь сейчас, до это наверное невозможно рассказывать спустя много лет о своих чувствах, да и можно ли рассказывать словами то, что доступно выразить только красками. Дома меня никто не понимал кроме Кости. Рано утром, когда я собирался в лес, мама недовольная так и сказала: «Люди как люди, в выходной день стараются отоспаться, а ты «чем свет» поднимаешься идти в лес. Ведь вчера приехали из библиотеки в полночь. Разве дня мало?». А папа по-своему еще более практичнее выразил свое отношение: - «Дивуй бы делом заниматься, а тут черт знает чем» и в сердцах сказал: «Тьфу!».

Вот с такими «напутствиями» провожали меня родители в лес. Что поделаешь, «охота пуще неволи». Не буду пытаться рассказывать о своих чувствах, с какими я провел этот свой первый день такого общения с природой. Через несколько часов, я обнаружил что не поспеваю за природой, все тени кустов и деревьев передвинулись так, что я уже не знаю как дальше продолжить работу. Потом, в утренние часы, когда работал в вечернюю смену. я дописал свой первый пейзаж. Третья моя работа была натюрмортом, составленным из пирогов, ватрушек, испеченных мамой к празднику Пасха.

Эта картина домашнего праздничного утреннего семейного стола, писалась в несравненно лучших условиях, чем у сестры Мани в Спасоглинищевском переулке и получилась, как мне казалось, лучше первого «натюрморта с семейным фотоальбомом». Эти занятия живописью от случая к случаю, от воскресенья до воскресенья еще не сделали увлечения искусством постоянным занятием в свободное от работы время. Этому мешали жилищные условия, в которых еще «жить можно
», но не заниматься живописью.

Растворителем у меня служил скипидар, а он не вызывал положительных эмоций у моих родителей и братьев. Затевать следующую работу я не стал, решив подождать благоприятной сухой летней поры, чтобы написать многодневный летний пейзаж в лесу. В то время я был просто заколдован живописью Шишкина Ивана Ивановича, его картины не давали мне покоя даже во сне. После Третьяковки много ходил по лесу, в надежде найти готовый пейзаж, но такого "готового" конечно не находитесь, это были "муки творчества", наивного, начинающего художника. Это были первые шаги в неведомое, но это были пока шаги из леса в Третьяковку и обратно.

Свои первые три работы я даже не оформил в рамы, просто как есть отнес в сарай и поставил их возле поленницы дров. В семье я был не первым, а точнее уже третьим начинающим "художником", поэтому мои «творческие» дела воспринимались привычно, без особенного внимания. Так и стояли бы мои картины безвестными и никчемными в дровяном сарае, если бы не один случай. В жизни нас постоянно сопровождают разные случаи, порой совсем незначительные, но при каких-нибудь обстоятельствах вдруг окажутся способными изменить даже судьбу.

В это самое время, когда я вынашивал в себе лесной летний пейзаж, проходя по Покровке я увидел объявление, приглашающее принять участие в 1-й Московской выставке самодеятельного изобразительного искусства. У меня аж зарябило в глазах! Так это же обращаются прямо ко мне! Недолго думая, упаковав свои три работы, я отправился по адресу думая: - «Чем черт не шутит, а вдруг мои картины примут на выставку». В моем воспаленном воображении представились залы выставки, полно публики, на стенах картины и среди них мои работы... и тут я, автор. Но чем было ближе к дому указанному в адресе, тем более мной овладевала робость. Куда девалось моё «ничто же сумняшеся»*?
___________________
*Ничуть не сомневаясь

___________________

Картины мои человек принял, приклеив на обороте номера и названия работ, внес в журнал и записал мой адрес, а мне сказал - «Ждите открытку-извещение». Я пошел домой окрыленный созданием, как все просто получилось, - приняли "без всяких". Как сейчас помню это радостное состояние. Ho проходят несколько дней и мои «восторги» стали испаряться как утренний туман. Брат Костя мои сомнения рассеял, окончательно сказав с иронией: - «Твои картины принял простой регистратор, как сказал поэт: «не повернув головы качан» и «чувств никаких не изведав». Надо ждать, проявить терпение».

Чего только я не пережил, ожидая эту открытку. Ожидание показалось столь долгим, что мне подумалось, что если выставка уже идет или прошла? А моя открытка «что улитка». В этом состоянии чего только не подумаешь. Ходил узнавать. Меня успокоили: - «Жюри еще не состоялось. Ждите». Moё томительное ожидание закончилось самым лучшим образом, какого я не мог себе и представить. Приглашение я получил от организатора выставки тов. Четыркина Александра, который принял меня с нескрываемой радостью, как хорошо знакомого человека. Он тут же поздравил меня с успехом, объявив, что мои все три работы жюри выставки признали лучшими и присвоили первую премию.

Александр Четыркин, писатель-искусствовед подробно интересовался всем, что меня увлекало не только в области изобразительного искусства, но и в художественной литературе, поэзии и других сторонах моих интересов. Все это я потом по его просьбе изложил на бумаге. Хорошо помню, при этом первом знакомстве, Четыркин выразил мне не только удивление, но как будто недоверие, что я представил свои единственные, первые работы. Ему казалось невероятным, что я никогда, нигде не учился ни рисунку, ни живописи. Это первое знакомство с писателем всколыхнуло мое юношеское воображение.

Василий Филатов. Воспоминания. История семьи
Tags: 1930-е, живопись, искусство
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments