anty_big_game (anty_big_game) wrote in foto_history,
anty_big_game
anty_big_game
foto_history

Categories:

Сталинградское военное училище под Новосибирском, где обучались три лётчика-космонавта СССР.

Кряжевских

На полевых аэродромах

...Ветеранов все меньше, все реже можно услышать рассказы очевидцев о том, как это было. Нижеследующий рассказ был записан в 2003 году у жителя города Обь (авиагородок Толмачево, Новосибирск) Александра Ивановича Кряжевских. Он никогда не работал в гражданской авиации. Но в авиации он участвовал в Великой Отечественной, а потом служил в Новосибирском Сталинградском летном училище, которое базировалось на аэродроме Толмачево в его догражданскую эпоху. Это рассказ о войне и об истории базового аэропорта S7.

На фото Александр Иванович сидит справа. Лица какие...

Тут не было задач описать всю историю училища, но именно слова ветерана плюс его участие в Великой Отечественной.
Авиация на войне

[Spoiler (click to open)]- Я вырос на Урале, в Удмуртии. В июне 1941 года мне было 16 лет. С конца 1942 года воевал, командир стрелкового взвода. После второго ранения попал в авиацию, в марте 1944 года. Окончил школу воздушных стрелков, распределили нас на штурмовики Ил-2. Это сложная машина была. Низко летит, хоть дровами кидай. Мы в основном на сопровождении были. Идешь клином, клином и били – кто сбил, если получалось – непонятно. Стреляли и по самолетам, и по наземным целям. Затем пересел я в кабину стрелка бомбардировщика Ил-4. Шла операция «Багратион» - освобождение Белоруссии. Полеты были по 3-4 часа. Всегда за линию фронта. Высота обычно 600 метров, хотя могли и до 5000 дойти, уже с кислородом. Основная цель - корректировка [т.к. интервью было взято давно, сейчас не совсем понятно, что тут имелось в виду - Глеб]. По пути и бомбы сбросишь. Увидел вражескую колонну – тут же разгрузился. Экипаж 4 человека – пилот, штурман, стрелок-радист, стрелок. Житье было, по сравнению с пехотой, рай. Землянки, рядом с самолетом. Солома хоть есть. В пехоте и умыться-то можно было не каждый день.
Аэродромы были полевые, непрерывно менялись, каждые несколько дней. Так интенсивно шли на запад. До Польши дошли и перебросили нас в Литву, потом дальше в Померанию. В апреле 1945 года мы вышли на Эльбу. И встали на немецком аэродроме в Перлеберге (потом там была база ГСВГ – Глеб). Юнкерсов-88 там было штук сто наверно, новых. Мы на них двигатели запускали, катались на них как на телеге. Потом их уничтожили все. Кому они были нужны… Еще было 1800 клеток с кроликами. Для питания немецких асов, там была летная школа.
Где-то дней за 15 до Победы пришли к нам курсанты с летных училищ, с небольшим налетом, их посадили стрелками, а нас отправили в мотористы на истребители Як-9.
День Победы я проспал. Никто не разбудил. Отсалютовали уже, часа два пропустил. Но радостно было очень. Через несколько дней мне исполнилось 20 лет. А потом я служил мотористом на разных аэродромах Германии. Обслуживали мы Як-9. Их тогда много модификаций появилось – дальние, пушечные, морские. Планер прежний остался, а двигатель заменили, поставили форсированный, ВК-107.

Сталинградское училище

В 1947 году тех, кто долго прослужил, стали направлять на родину. Сборный пункт был в Германии. Там разнарядка по специальностям в 22 города СССР. От нашего полка шесть человек возвращались. Сначала я попал во Фрунзе, но друг прибежал, я ему уступил. Второй раз мне выпал Симферополь, но второй друг, у него там мать, отец. Уступил. Так я оказался в Новосибирске.
Ехали мы из Германии в теплушках, в ноябре. 27 ноября приехали, в пилоточках, в хромовых сапожках, пешком с главного вокзала прямо в штаб СибВО на Красном проспекте. Зимнего обмундирования в Германии нам не давали. Тепло было. За зиму шинель наденешь раза 3-4. Снег недели две в году выпадал, и то к обеду растает.
Я ехал на должность механика на связной самолет командующего По-2. Но сразу же в казарме нас хорошо обокрали. Подворотники на гимнастерках даже срезали. Нашли мы потом кальсоны у старшины, на сушилке – у нас в Германии номер в/ч писали в другом месте, не как в Союзе. Я не вытерпел, дал как надо… И меня отстранили, перевели в роту охраны.
На аэродроме тогда базировалось Новосибирское Сталинградское летное училище, переведенное в Толмачево [судя по всему из Сталинграда училище сначала базировалось в Казахстане, а с 1946 года в Толмачево - Глеб]. Было три полевых аэродрома: в Коченево, Евсино и Бердске. Учеба шла три года: теория, переходный курс и летная подготовка. Первые полеты курсанты делали на Як-12, а выпускались на Як-9, а в начале 1950-х - на МиГ-15.
В 1950 году я уже работал в училище инструктором по воздушной стрельбе. И пришли к нам две группы иностранцев – 12 албанцев и 12 венгров. Молодые ребята, лет по 20 с небольшим. Отдельное подразделение было. Албанцев в итоге выпустили на Яках, а венгров – на МиГ-15.
А потом было принято решение построить в Толмачево гражданский аэропорт (он официально был открыт в 1957 году) и училище частично перевели в Рубцовск, а всё остальное расформировали. Я уходил на несколько лет работать в охотхозяйство. В это время на территории разместились инженерные войска – строили новую полосу.
С 1959 года служил в Оби в радиолокационной части ПВО, ее как раз перевели из Ленинска-Кузнецкого на место училища. [Примерно в том же 2003 году я случайно попал на юбилей этой части. И говорилось там, что вроде не эта ли часть первой обнаружила самолет Пауэрса в 1960м году - Глеб ]. В 1973 году уволился из армии.
…Да, были мы совсем молодыми на войне. А память осталась на всю жизнь.

Газета «Горизонты S7», май 2009

ПС. А сегодня мы с Максом Зотовым были в Коченево и разговаривали с ветераном, который служил на местном аэродроме. Там летали и албанцы, и венгры. И МиГ-15 тоже летали... Будет продолжение по училищу. Про Кустанай в т.ч.

Открылся новый авиамузей имени Германа Титова под Новосибирском (Коченево)

[Spoiler (click to open)]









В Новосибирске, точнее, рядом с ним, открылся новый авиационный и космический музей. Произошло это в поселке Коченево, пожалуй, пожалуй, самым близком к аэропорту Толмачево райцентре. Недаром, пригородные электропоезда связали Новосибирск, Толмачево и Коченево еще в 1953 году (это, к слову, Транссиб). Толмачево тут не на самой ветке, но рядом. Сейчас это остановочная площадка «Аэрофлот». Нынче электричка с главного вокзала до Коченево идет 1 час 10 минут.

И вот рядом с жд-вокзалом Коченево в субботу 5 октября открылся новый музей. Музей частный. Главная голова в музее – это Владимир Леонидович Смирнов. Вертолетчик, многократный чемпион мира по вертолетному спорту в 1970-х. Человек, посвятивший небу, ДОСААФу, спорту и авиации все свои юные и зрелые годы. В 1990-х был начальником новосибирского аэроклуба «Сиблет». Он сам – одно из главных «находок» этого музея. Энергия и увлеченность – сильные вещи.

Здание музея выше – его детище. Как вся идея по продвижению авиации и космоса здесь, в Коченево, где 20 лет, с Великой Отечественной почти до полета Гагарина, учились летать наши советские пилоты. В их числе, летное поле в Коченево прошли три будущих космонавта – Титов, Попович и Волынов. Поэтому место выбрано не просто так, оно историческое для авиаторов. Не Коктебель конечно. Но тут летали МиГ-15.

Свернуть
01. Табличка у другого местного музея – Коченевского краеведческого. Тут нет информации до 1946 года – во время войны тут был аэродром запасного авиаполка, базировавшегося в Толмачево.



02. "Коченевские" космонавты.

Добавлено: Титов в Коченево.



03. Полный вид экспозиции у районного краеведческого музея (государственного).



04. А это новый музей. Он частный.



05. Автобус из Новосибирска по случаю открытия. С ветеранами-авиаторами, в основном.



06. Перед красной лентой у входа выступает Соловьева Ирина Баяновна из Москвы, дублер Валентины Терешковой. (я не знал, что она будет здесь, не нашелся, что спросить…, хотя возможность была уникальная)



07. В летной куртке слева – Куличев Геннадий Васильевич, бывший командир Новосибирского, затем Толмачевского авиаотрядов, первый гендиректор авиакомпании «Сибирь» (с 1992 года). Начинал летать в городском аэропорту на Ан-2 в конце 1960-х.



08. Из фотографий в музее – наш Смирнов, видимо, на каком-то из своих Чемпионатов мира. Первый для сборной СССР был в Англии в 1973 году. И там уже у нас были золотые медали.



09. А вот Владимир Леонидович (справа) сегодня. Вместе с Киселевым Сергеем Александровичем, тоже из Москвы (муж Ирины Баяновны). Вот он - десятикратный рекордсмен мира. Биография тут. Он занимался, в частности, подготовкой космонавтов в полетах на невесомость на Ту-104.



10. Ми-1 Смирнова на чемпионате в Англии.



11. Там же.



12. Насколько помню – «Уиссекс». Ну почти - Wessex. Первый полет в 1957-м. (Ми-1 почти на 10 лет раньше). Просто виды старых машин.



13. А вот эти соревновались с Милевскими.



14. Дальше по экспозиции. Не посмотрел, что это. Но явно поисковое.



15. Модель Р-5, радиоуправляемая. Автора модели из Новосибирска можно увидеть тут.



16. Известные выпускники Новосибирского аэроклуба за разные годы. В этом году не стало Цыбасова Игоря Валенттиновича - тоже бывшего командира Новосибирского авиаотряда. Земля пухом. Про Наумова еще не читал. Надо будет узнать.



17. Алексей Пименов – тоже был на открытии, но я его не увидел (не знакомы). Кадр из фильма 2006 года про новосибирских авиационных спортсменов. Трехкратный чемпион мира по высшему пилотажу - из биографии.



18. Луноход в необычном виде. Музей же.



19. Значок со смыслами. Когда-то наша техника активно летала за рубежами. А люди наши ее там обслуживали… История нашей страны и нашей авиации.



20. Корпоративная газета авиазавода им.Чкалова. От И-16 до Су-34.



21. Пардон за качество. Из жизни Новосибирска где-то первой половины 1960-х. «Основная серийная модификация, построено около 1 100 штук».



22. Книга отзывов. Я смотрел на входе. Была еще чистая.



23. Потом все переместились в Коченевский Дом культуры, где ждали гостей музея дети младшей школы. Были показаны два коротких документальных фильма – один свердловский 1970-го года про советский пилотаж и второй – новосибирский 2006 года.

Перед фильмами выступила вот эта дама. Кто не запомнил. Говорила очень хорошо. Понравилось.



24. Александро Осокин, однофамилец. Вертолетчик. Достижение – на экране. Начинал, как и многие другие новосибирские вертолетчики – в НУАЦ в Бердске. Сейчас его силами создана крупная база на аэродроме Мочище.



25. Контакты музея



26. «О нас» на фирменном блокноте.



27. ЖД-вокзал Коченево. От него до Марковцева, дом 6 не более 10 минут пешком (если знать куда идти, все пять).



28. Кто же такой Марковцев, был у меня вопрос. А это Герой Советского Союза, уроженец Коченевского района. ...С 1941 года — командир эскадрильи, старший лейтенант; участвовал в боях на Западном и Юго-Западном направлениях, бомбил скопления гитлеровских войск под Минском, Бобруйском и Конотопом. С 1942 года — командир эскадрильи 503-го штурмового авиационного полка. Участвовал в разгроме немецко-фашистских войск под Москвой. В воздушном бою под Ржевом был в ранен (уже второй раз), уже находясь в госпитале, узнал о награждении орденом Красного Знамени.В 1942—1945 годах — командир 208-го штурмового авиационного полка. . В 1954 году стал генералом. В общем, тоже не просто так.



29. …А это уже рядом с Коченево. Вид с Транссиба и тут это уже оффтопик.



Добавлю, что саму экспозицию я тщательно рассмотреть не успел – много гостей, было интересно общаться с ними. Надо ехать еще. И изучать историю Новосибирского аэроклуба и Новосибирского авиационно-учебного центра (Бердск, с 1964 года). История Смирнова – она там. И хочется верить, что будут в будущем активно представлены и Северный с Толмачево. Не только значками и юбилейными медалями, а как-то еще. Эта тема еще ждет обсуждения.

На уровне управления культуры области на открытии сказали, что планируют поставить указатель на трассе Новосибирск - Омск про этот музей. А Оксана Попович (она тоже была в Коченево 5 октября), дочь Павла и Марины Попович, сообщила, что этот музей будет внесен в Ассоциацию космических музеев России. Которую создавал ее отец, а сейчас возглавляет Герой Советского Союза Джанибеков.

____________________________________________

Есть вопросы по текущему доступу в музей – задавайте. Постараюсь ответить.

Предлагаю где-нибудь в ноябре устроить в Коченево поездку для авиафотографов и просто любителей авиации. Для простоты календаря возьмем середину месяца – в первом приближении- суббота 16.11. Есть желающие?


Tags: 1940-е, 1950-е, авиация, музеи
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments