y4astkoviu (y4astkoviu) wrote in foto_history,
y4astkoviu
y4astkoviu
foto_history

Category:

Бронепоезд «Южноуральский железнодорожник»

3b1915687126cc6c28a5f2962fff7bfa.jpg

Формирование 38-го одбп началось в Челябинске 18 ноября 1941 г. Строительство бронепоездов велось тоже в Челябинске в паровозном депо.
18 ноября 1941 года в кабинете начальника паровозного депо станции Челябинск Трегубенко заместитель начальника паровозной службы Южно-Уральской железной дороги Шелягин познакомил челябинских паровозников с заданием Государственного Комитета Обороны: Южно-Уральской железной дороге предстояло построить пять бронепоездов, из них два в цехах депо Челябинск.
9c6b85cbdebf151e25d20a5a86eae1e4.jpg
Бронепоезд типа ОБ-3, которому принадлежали «Челябинский
железнодорожник» и «Южноуральский железнодорожник»
Строительство первого бронепоезда «Челябинский железнодорожник» закончено к 24 декабря 1941 года. А 27 декабря на обкатку выехал и второй бронепоезд «Южноуральский железнодорожник». Испытания обеих успешны.

Командир 4-й бронеплощадки «Южноуральского железнодорожника» Куплевахский характеризовал челябинские бронепоезда: «Бронеплощадки оснащены своеобразно. Каждая имела одну башню, поворачиваемую вручную. В ней французская пушка … При стрельбе с невысоким углом возвышения такие орудия оправдывали назначение. На каждом борту бронеплощадки 7,92-мм пулемёт Браунинг и 7,62-мм пулемёт ДТ. Личное оружие многих красноармейцев — японские винтовки... „Интернациональный“ характер вооружения и обмундирования бойцов свидетельствовал о крайне трудном времени, переживаемом Красной Армией зимой 1941—1942 годов.»
1ff3746a792a04b750f90078f1d25028.jpg
75-мм французская пушка образца 1897 года
20 февраля 1942 года изготовление бронепоездов № 1 «Челябинский железнодорожник» и № 2 «Южноуральский железнодорожник» 38-го отдельного дивизиона бронепоездов закончено.
В феврале 1942 года железнодорожники Южно-Уральской магистрали провожали бронепоезда на фронт.
Dvs
П. А. Горкушенко, политрук бронепоезда № 2 «Южноуральский железнодорожник» 38-го ОДБ.
6 марта 38-й дивизион направился в Москву. Разместились на станции Москва-3 Ярославской железной дороги 28 марта, месяц 38-й одбп доукомплектовывали (бронепоезд № 2 получил платформу ПВО завода «Стальмост» № 205 с пулеметом ДШК и 25-мм автоматической зенитной пушкой) и занимался боевой подготовкой.
b049bddedab8a7ece7a646ae43282a1b.jpg
Бронеплощадка бронепоезда №2 «Южноуральский железнодорожник». 1942 г.
28 апреля 1942 г. на основании приказа начальника главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Федоренко дивизион убыл в 3-ю армию Брянского фронта и 30 апреля расположился на станциях Чернь и Скуратово.

9 мая 38-й одбп передали в 40-ю армию с расположением — депо № 2 — Черемисиново, база — Мармыжи. Боевая задача — поддержка 121-й стрелковой дивизии и прикрытие железнодорожных объектов от атак с воздуха.
6d720c7fae210834b96d559a8838cb1d.png
Лейтенант Н.В. Сиукаев, командир зенитного взвода бронепоезда «Южноуральский железнодорожник».
Для этого, кроме взводов ПВО с пулеметами ДШК, на каждом бронепоезде было по 3 пулемета ДТ, а чуть позже по инициативе командира взвода ПВО депо № 1 изготовили спаренные установки пулеметов Браунинг на треногах.
3cf4e1bb33b59f9e02508a24cf1200da.jpg
ДШК на бепо. На бепо №2 2 ДШК, но без щитов и не на турелях, а на тумбах
Полтора месяца бронепоезда 38-го одбп систематически совершали артиллерийские налеты по немцам.

13, 14 и 18 мая бронепоезд № 2 участвовал в огневом налете на Новый Поселок, в результате у него вышли из строя три орудия. Одно починили, а два отправили в артиллерийские мастерские

28 июня 1942 года началось немецкое наступление в рамках операции «Блау», которому предшествовала авиационная и артиллерийская подготовка. К этому времени бепо № 2 старшего лейтенанта И. Е. Орлова находился у разъезда Расховец, база — Мармыжи.
e2e5d280ced271d0a490362451fea6e7.png
И. Е. Орлов, командир бронепоезда № 2 «Южноуральский
железнодорожник» 38-го отдельного дивизиона бронепоездов.
Вскоре группа из 18 самолетов начала бомбить поезд. Бой бронепоезда с авиацией противника длился 14 часов. Более десяти воздушных атак отразил в тот день экипаж бронепоезда.
При их отражении подбито пять самолетов и один сбит, взят в плен один летчик, переданный представителям 40-й армии.
ba9c439840c118e065a65a3ae3f57625.jpg
Последний бой бронепоезда № 2 «Южноуральский железнодорожник»
28 июня 1942 г. Художники И.В. Севрюков, А.П. Чернышёв, Б.П. Евдокимов
.
В бою бронепоезд маневрировал между разъездом Расховец и станцией Мармыжи. Железнодорожные пути на станции были разрушены авиацией, база дивизиона сгорела.
Попытки восстановить полотно были не успешны — немецкая авиация не давала этого сделать.

Примерно в 18.00 к Мармыжам подошла немецкая пехота и танки, которые открыли огонь по бронепоезду.
db036a6ac2906783aff11184a00d7643.jpg
Бронетехника 2-го разведывательного батальона дивизии «Великая Германия» на
марше в селе Девица Семилукского района Воронежской области. На переднем
плане бронетранспортер Sd.Kfz. 250. Июнь 1942 г.
К этому времени в результате боя с авиацией у бепо вышли из строя оба 75-мм орудия (два других в артиллерийской мастерской), единственная 25-мм зенитная пушка, крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК, пять пулеметов Браунинг и семь ДТ, которые использовались для ведения огня по воздушным целям.
Из средств ПВО остались только один пулемет ДШК и три пулемета Браунинг. Так как вывести бронепоезд невозможно из-за разбитых путей на станции Мармыжи, а вести огонь по танкам и пехоте противника было нечем, командир дивизиона майор Коржевский приказал команде оставить бронепоезд.

Команда оставляет лишившийся хода обреченный «Южноуральский железнодорожник». Бронепоезда 38-го отдельного дивизиона перестают существовать...
ea1df913321eefc6dd4b39449cbab267.jpg
Поврежденный у Воронежа советский бронепоезд.
Июнь 1942 года. Фотография роты пропаганды Вермахта.
Всего в бою 38-й отдельный дивизион бронепоездов потерял 69 человек — безвозвратно 15 убитыми и 35 пропавшими без вести; и 19 ранеными.

30 июня 1942 года на станции Касторная командир дивизиона доложил о результатах боя находившемуся там начальнику ГАБТУ генерал-лейтенанту Федоренко. Федоренко приказал дивизиону убыть в Москву, куда тот прибыл 1 июля и разместился на базе МТО ГАБТУ КА.
376f13f4e1b9ed53903b65ebd050ee19.jpg
Федоренко Яков Николаевич - начальник Автобронетанкового (затем Главного) управления.
На следующий день командование дивизиона и бронепоезда № 1 было арестовано органами НКВД для выяснения событий боя.

2 августа по распоряжению генерал-майора Чернова 38-й ОДБП убыл на станцию Кожевенная. К этому времени на находящейся здесь рембазе № 6 закончили строительство бронепоезда "Имени газеты "Правда" (бронепаровоз Ов № 7101, броня каленая 45-30 мм, вооружение пулемет ДШК, бронеплощадки № 754, 603 броня 45 мм, вооружение 2 пушки Ф-34 и 6 пулеметов ДТ на каждой, площадка ПВО № 777, броня 30 мм, вооружена 25-мм зенитной пушкой и пулеметом ДШК). 8 августа состав передали 38-му ОДБП, который приступил к боевой подготовке и освоению матчасти. Одновременно помогали работникам рембазы № 6 в строительстве второго бепо "Имени газеты "Красная Звезда".
8f171e7b169284a6518e05852a767ccc.jpg
Бронепоезд из состава 38-го ОДБП
С 4 по 11 ноября 1942 года бронепоезд "Имени газеты "Правда" находился на полигоне в районе станции Ильино, где проводил испытание нового прицела ИС-55 для стрельбы с закрытых позиций. Испытания прошли успешно, и прицел под обозначением ЗИС-1 приняли на вооружение бронепоездов с пушками Ф-34.

19 ноября 1942 года дивизиону передали второй бронепоезд "Имени газеты "Красная Звезда" (бронепаровоз Оп № 475, бронеплощадки № 775, 776, площадка ПВО № 778, данные такие же, как у бепо "Имени газеты "Правда"), и через два дня 38-й ОДБП убыл в Москву и по прибытии разместился на Павелецком вокзале.

5 декабря 1942 года дивизион посетил начальник управления бронепоездов ГБТУ КА генерал-майор Чернов и начальник штаба ГБТУ КА генерал-майор Лебедев, вместе с которыми присутствовали представители американских газет. В течение двух часов бронепоезд "Имени газеты "Правда" инспектировался и осматривался. После этого генерал-майор Лебедев объявил благодарность всему личному составу за хорошую боевую подготовку.

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 5 декабря 1942 года бронепоезда получили новые номера: "Имени газеты "Правда" - № 754, "Имени газеты "Красная Звезда" - № 730.
По распоряжению командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии, 2 мая 1943 года 38-й дивизион бронепоездов убыл на Воронежский фронт, где 14 мая вошел в состав 7-й гвардейской армии.

18—2 мая бепо № 754 поддерживал части 15-й гвардейской стрелковой дивизии в районе Волчанск. По отзывам командования артналеты производились успешно.
Бепо № 754 прибыл в июле, в ходе ремонта работники ВЭО-19 при участии команды бронепоезда изготовили новую площадку ПВО.

По мере продвижения частей 7-й гвардейской армии в ходе наступления, двигался вперед и 38-й дивизион. Из-за того, что железная дорога была сильно разрушена, бронепоезда не могли подойти к линии фронта, поэтому из основной задачей стало прикрытие станций, мостов и других объектов от атак с воздуха. 38-й ОДБП двигался через Мерефу, Полтаву, Знаменку, Кировоград, Рудницу, Израиновку. К 14 июля 1944 года он сосредоточился на станции Верешти (Румыния) с задачей не допустить прорыва немецких танков на стыке 7-й гвардейской и 40-й армии.
379904 22 i 032
И. Е. Орлов, командир бронепоезда № 2 «Южноуральский
железнодорожник» 38-го отдельного дивизиона бронепоездов.
23 августа 1944 года бронепоезда поддерживали огнем наступление частей 51-го стрелкового корпуса в районе города Роман. При этом наше командование отмечало, что бепо действовали "исключительно слаженно и эффективно, поставленная задача выполнена отлично". По мере готовности железной дороги дивизион двигался вперед и 2 сентября находился на станции Двитешти.

Осенью 1944 года 38-й ОДБП вывели в резерв 2-го Украинского фронта, а к лету 1945 года он сосредоточился на станции Нара Московской области.

Расформирован в период с 15 мая по 20 июня 1946 года на основании директивы Генерального Штаба ВС СССР № 246688сс от 6 мая 1946 года. Матчасть передана 1-му отдельному полку бронепоездов имени Алябьева.
По материалам из интернета
Tags: 1940-е, Военная история, бронепоезда, железные дороги, интересно, история СССР, техника, транспорт
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments