Александр Майсурян (maysuryan) wrote in foto_history,
Александр Майсурян
maysuryan
foto_history

Categories:

101 год назад. Памятник, простоявший сто дней


Открытие памятника Софье Перовской у Николаевского (Московского) вокзала. Петроград. В первом ряду стоят З.И. Лилина (с сыном Стефаном), А.В. Луначарский, Орландо Гризелли и Н.А. Морозов. Фото В. Буллы. 29 декабря 1918 года.

29 декабря 1918 года в Петрограде перед Николаевским (ныне Московским) вокзалом в рамках ленинского «плана монументальной пропаганды» установили бюст революционерки Софьи Перовской. Автором его стал итальянский скульптор Итало Орландо Гризелли (Italo Orlando Griselli, 1880—1958), проживший несколько лет в России, где его называли на русский манер Орландо Оливеровичем. Памятник был примечателен в двух отношениях: во-первых, это был, вероятно, первый советский памятник женщине. А во-вторых, видимо, первый памятник в России цареубийце. Поэтому на открытие пригласили старых народовольцев, так, там присутствовал Николай Морозов, бывший соратником Софьи Перовской.
Однако «первый блин вышел комом». Из открытия получился скандал. Дело в том, что автор статуи работал в новаторской технике кубофутуризма. Скульптор Л. Шервуд рассказывал в своих мемуарах: «Когда памятник Перовской был открыт, то вместо русской революционерки все увидели могучую львицу с громадной причёской, с мощными формами лица и шеи, ничего общего не имевшую с реальным образом Перовской. Это так поразило и оскорбило присутствующих, что памятник был немедленно закрыт. Решено было больше не давать футуристам заказов». Анатолий Луначарский, присутствовавший при открытии скульптуры, вспоминал: «Хуже выходили памятники с левым уклоном, так, например, когда открыта была кубически стилизованная голова Перовской, то некоторые прямо шарахнулись в сторону, а 3. Лилина на самых высоких тонах потребовала, чтобы памятник был немедленно снят». Нарком добавлял: «Многих огорчило чрезвычайно нечеловеческое изображение Перовской».



3лата Лилина (1882—1929) — это была жена Григория Зиновьева, в тот момент — руководителя красного Петрограда. Так что её мнение имело немалый вес... Едва прошло сто дней после установки статуи, как 8 апреля 1919 года исполком Петросовета вынес постановление о её демонтаже «по просьбам трудящихся». Как видно, не только рядовые петроградцы, но и революционные руководители города были не готовы к восприятию таких новаторских скульптур. По оценке искусствоведа Марии Чегодаевой, «ничего особенно „футуристического“ в работе О. Гризелли не было», хотя «голова С. Перовской представала несколько огрублённой, может быть, несколько экспрессионистичной». «Впервые, во всяком случае в русской истории, произведение искусства было „казнено“ не по политическим и не по идеологическим, а по сугубо художественным мотивам».



В 20-е годы Гризелли вернулся в Италию. Одной из самых известных его работ этого периода стал в 1939 году «Гений фашизма» в Риме (итал. Il genio del fascismo), обнажённый мускулистый юноша, салютующий фашистским приветствием. После 1945 года на руки юноши надели боксёрские перчатки и переименовали его в «Гения спорта»...


Орландо Гризелли. Гений спорта (бывший «гений фашизма»). Рим
Tags: 1910-е, искусство, история Италии, история РСФСР, история России, революционеры, тексты
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments