Марина Аграновская (marinagra) wrote in foto_history,
Марина Аграновская
marinagra
foto_history

Categories:

Путешествия по СССР. Крым. Часть 2. "Я посетил Бахчисарая в забвенье дремлющий дворец"


Бахчисарайский дворец. Большая мечеть и корпус стражи (слева).
Здесь и далее фото 1966 года.


Продолжаем цикл "Путешествия по СССР". Мы проводили лето 1966 года в Мисхоре и были приглашены на свадьбу дальних родственников в Симферополь. А уж оттуда, оставив нас с мамой на попечении родни, отец (turnepsik) на короткое время "вырвался", как он любит выражаться, в Бахчисарай, расположенный от Симферополя всего в 30 км.

Прежде чем мысленно войти в прославивший Бахчисарай Ханский дворец, вспомним историю Крымского ханства. С середины 13 века Крым входил в Золотую Орду, но в 15 веке Золотая Орда распалась на ханства: Казанское, Крымское, Астраханское, Сибирское и другие. Крымское ханство возникло в 1441 году (первым взошел на престол хан Хаджи Гирей) и просуществовало больше трех столетий. Это было воинственное государство, которое совершало кровавые набеги на Литву, Польшу, Молдавию, гетманскую Украину. Многочисленны были походы в русские земли. В 1571 году хан Девлет Гирей дошел до Москвы и сжег город. "И прииде царь крымской к Москве и Москву выжег всю, в три часы вся сгорела, и людей без числа згорело всяких," - гласит летопись. Главной целью этих набегов был захват пленников, которых крымчане продавали в рабство. Работорговля была основной статьей доходов ханства.


Северные ворота с надвратной башней и свитский (для размещения свиты) корпус.
Вид со стороны реки Чурук-Су. На заднем плане виден минареты большой ханской мечети. .

Во второй половине XV века, когда турецкие войска оккупировали генуэзские владения полуострова (о них мы рассказывали в первой части путешествий по Крыму), Крымское ханство также оказалось в зависимости от Османской империи. С 1478 года хан стал вассалом султана.
В 18 веке на Крымское ханство обрушились русско-турецкие войны, принесшие массовую гибель жителей, разруху и эпидемии. После войны 1735-38 годов ханство получило формальную независимость, ему удалось пережить период краткого расцвета в правление хана Керим Гирея. После войны 1768-1774 годов ханство было полностью разорено. Крымские татары массово бежали в Турцию, боясь нищеты и насильственной христианизации. Население уменьшилось в пять раз. Последний хан Шахин Гирей отрекся от престола, и в 1783 году Екатерина II присоединила земли Крымского ханства к Российской империи.


Дворцовая площадь

Первоначально столица ханства находилась в старинном селении Салчик, а в 1532 году хан Сахиб I Гирей основал столицу и новую ханскую резиденцию в двух километрах от Салчика, назвав город Бахчисараем - в переводе с крымскотатарского языка «сад-дворец».
Бахчисарай оправдал это название. Ханский дворец (хан-сарай) был построен в традициях османской архитектуры XVI—XVII веков, воплощая, как это свойственно мусульманской культуре, представления о райском саде. На просторной территории дворцового комплекса (18 гектаров!) между легкими постройками располагались дворики с деревьями, цветами и фонтанами. Главная площадь перед Большой мечетью была центром комплекса. Украшенные росписями стены, отбрасывающие причудливые тени легкие ажурные решетки, тонкие минареты мечети, журчание воды в укромных уголках… Ну чем не рай?


Большая мечеть

Все это великолепие было практически уничтожено в 1736 году, в ходе русско-турецкой войны. Бахчисарай был взят войсками фельдмаршала Кристофа Миниха, который приказал сжечь ханскую столицу и дворец. Однако перед этим он, к счастью, позаботился об описании дворца (оно сохранилось до наших дней). Пожар уничтожил большую часть деревянных строений. От оригинальных построек 15 века осталось немного - залы Совета и Суда, Большая и Малая и дворцовые мечети, знаменитый портал Демир-Капы или портал Алевиза. (Портал создан выдающимся итальянским зодчим, будущим строителем Архангельского собора в Москве Алевизом Новым. Хан Менгли-Гирей задержал русское посольство вместе с Алевизом на год и отпустил мастера в 1504 г., после того как портал  был закончен.). Прочие постройки дворцового комплекса, которые мы видим сейчас, были заново сооружены при восстановлении города в 1740-е — 1750-е годы. Восстановлением дворца занимались ханы Селямет Гирей, а затем Керим Гирей. (Именно по приказу деятельного, воинственного и просвещенного Керим Гирея был сооружен в 1764 году легендарный Фонтан слёз.)
По свидетельству современников, "новодел" превзошел по роскоши старые покои. Присланные из Стамбула мастера повторяли (в более скромном варианте) великолепные интерьеры дворца турецких султанов Топкапы. Однако Бахчисарайский дворец не лишен самобытных черт крымско-татарской архитектуры, в его облике заметно влияние европейских стилей. Некоторые искусствоведы считают, что можно говорить о своеобразном "крымском рококо".


Портал Демир-Капы (портал Алевиза), парадный вход во дворец

В конце 18 столетия на дворец обрушилось новое бедствие – неумелая реставрация. В 1783 году князь Потемкин, готовясь к путешествию императрицы Екатерины II в Крым, приказывает: «Ханский дворец привести в то состояние, в котором он был прежде, и испорченное все исправить, с таковым наблюдением, чтобы сохранен был вкус, в котором все построено». Хотели как лучше, а получилось… В ходе трехлетнего "ремонта" «таврическая Альгамбра» ( как назвал Бахчисарайский дворец И. М. Муравьев-Апостол) чуть не превратилась в "потёмкинскую деревню". Грубые и необоснованные переделки, полное непонимание архитектурных особенностей дворца, безвкусное смешение азиатского с европейским – таковы были печальные итоги этого вмешательства. Императрица со своей несметной свитой провела в Бахчисарае три дня в специально европеизированных для нее покоях, а после ее отъезда дворец продолжал ветшать. Именно таким – пустынным, запущенным - увидели хан-сарай в 1820 году Иван Матвеевич Муравьев-Апостол и молодой Пушкин.


Портал Алевиза

Муравьев-Апостол, писатель, дипломат, отец трех декабристов, побывал в Крыму несколькими месяцами раньше Пушкина (поэт огорчался, что не встретились) и сразу же издал книгу "Путешествие по Тавриде в 1820 году", в которой так писал о бахчисарайском дворце: "Мне мечтается, что какой-нибудь волшебник занес меня на восток и оставил посреди гор, в пустом, обвороженном замке, ни входа, ни выхода не имеющем. Я хожу по огромным залам и один гул от шагов моих раздается под высокими потолками. Схожу с крыльца широкого, прохожу через дворы мощеные – везде царствует молчание. Зелень древесная манит меня за ограду: вступаю – и при слабом мерцании лунного света, вижу надгробные мраморы, под деревьями, между густою травою белеющиеся. … Все безмолвствует в обители смерти и оглашает пустыню один только шум источников текущих в каменные чаши…».

Муравьев-Апостол, который три года был посланником в Испании, наверняка видел Альгамбру, грандиозный дворец эмиров Гранады, который в начале 19 век был заброшен и будил воображение путешественников так же, как несравненно более скромный Бахчисарайский дворец. Поэтичное описание дворца проникнуто магией Востока, словно автор стал персонажем волшебной сказки.


Дворик главного корпуса дворца

Пушкин, будучи в южной ссылке, приехал в Бахчисарай в начале сентября 1820 г. из Гурзуфа с отцом и сыном Раевскими. В этот день Пушкину нездоровилось, настроения осматривать достопримечательности у него не было. В 1824 году он писал об этом дне Антону Антоновичу Дельвигу: «В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. К ** поэтически описывала мне его, называя la fontaine des larmes (фонтан слез - М.А.). Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошёл дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. NN почти насильно повел меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище.
Но не тем
В то время сердце полно было:

лихорадка меня мучила".
(Курсивом выделена цитата из поэмы "Бахисарайский фонтан")
Однако впечатление об этом не самом лучшем дне крымского путешествия оказалось сильным, и Пушкин продолжает: "Растолкуй мне теперь, почему полуденный берег и Бахчисарай имеют для меня прелесть неизъяснимую? Отчего так сильно во мне желание вновь посетить места, оставленные мною с таким равнодушием? Или воспоминание самая сильная способность души нашей, и им очаровано все, что подвластно ему?"


Дворик главного корпуса дворца

В отличие от Муравьева-Апостола, Пушкин совсем не романтичен, он прозаически отмечает разруху и небрежение, но проходит некоторое время, и образы заброшенного дворца плюс печальная легенда об умершей в неволе ханской пленнице Марии и влюбленной в хана неистовой Зареме рождают "Бахчисарайский фонтан", полную восточной неги поэму о страсти и коварстве.

"Опустошив огнем войны
Кавказу близкие страны
И села мирные России,
В Тавриду возвратился хан
И в память горестной Марии
Воздвигнул мраморный фонтан,
В углу дворца уединенный.
Над ним крестом осенена
Магометанская луна
(Символ, конечно, дерзновенный,
Незнанья жалкая вина).
Есть надпись: едкими годами
Еще не сгладилась она.
За чуждыми ее чертами
Журчит во мраморе вода
И каплет хладными слезами,
Не умолкая никогда.
Так плачет мать во дни печали
О сыне, падшем на войне.
Младые девы в той стране
Преданье старины узнали,
И мрачный памятник оне
Фонтаном слез именовали.

Покинув север наконец,
Пиры надолго забывая,
Я посетил Бахчисарая
В забвенье дремлющий дворец.
Среди безмолвных переходов
Бродил я там, где, бич народов,
Татарин буйный пировал
И после ужасов набега
В роскошной лени утопал.
Еще поныне дышит нега
В пустых покоях и садах;
Играют воды, рдеют розы,
И вьются виноградны лозы,
И злато блещет на стенах.
Я видел ветхие решетки,
За коими, в своей весне,
Янтарны разбирая четки,
Вздыхали жены в тишине.
Я видел ханское кладбище,
Владык последнее жилище.
Сии надгробные столбы,
Венчанны мраморной чалмою,
Казалось мне, завет судьбы
Гласили внятною молвою.
Где скрылись ханы? Где гарем?
Кругом всё тихо, всё уныло,
Всё изменилось… но не тем
В то время сердце полно было:
Дыханье роз, фонтанов шум
Влекли к невольному забвенью,
Невольно предавался ум
Неизъяснимому волненью,
И по дворцу летучей тенью
Мелькала дева предо мной!.."
1821-1823


Не меньше, чем поэма, прославило Фонтан слез стихотворение Пушкина "Фонтану Бахчисарайского дворца". Оно написано в 1824 году, не многим позднее поэмы, но дистанция огромная. Поэму сочинил юный романтик, стихотворение - зрелый, мудрый поэт.

Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль...

Фонтан любви, фонтан печальный!
И я твой мрамор вопрошал:
Хвалу стране прочел я дальной;
Но о Марии ты молчал...

Светило бледное гарема!
И здесь ужель забвенно ты?
Или Мария и Зарема
Одни счастливые мечты?

Иль только сон воображенья
В пустынной мгле нарисовал
Свои минутные виденья,
Души неясный идеал?
1824


До сегодняшнего дня сотрудники музея-дворца каждый день подносят фонтану два розы.  На розы смотрит Пушкин: в 1950 году рядом с фонтаном установили чугунный бюст. Выглядит это соседство довольно странно. На наш слайд Пушкин не попал).


Фонтан слез

В память о какой женщине был сооружен фонтан? По легенде, Керим Гирей установил фонтан у мавзолея (дюрбе) Диляры-бикеч ("диляра" в переводе с крымско-татарского "красавица, радующая сердце", "возлюбленная", "бикеч"– невеста), своей любимой наложницы, умершей в 1764 году. Как памятник возлюбленной хана был известен именно мавзолей Диляры, а не Фонтан слёз, который не имел тогда этого названия. В 1783 году, при подготовке дворца к визиту Екатерины II, фонтан перенесли на нынешнее место – в фонтанный дворик, и фонтан стал более известен, чем стоящий вдали от дворца мавзолей. В уже цитированном письме Дельвигу Пушкин сетует: "Что касается до памятника ханской любовницы (мавзолея - М.А.), о котором говорит М.(Муравьев – М.А), я об нем не вспомнил, когда писал свою поэму, а то бы непременно им воспользовался".

Легенда о пленной польке Марии, вдохновившая Пушкина, в год его приезда в Бахчисарай была уже широко распространена. Считалось, что Диляра было новое мусульманское имя умершей наложницы-христианки. Муравьев-Апостол свидетельствует: "Странно очень, что все здешние жители непременно хотят, чтобы эта красавица была не грузинка, а полячка, именно какая-то Потоцкая, будто бы похищенная Керим Гиреем. Сколько я ни спорил с ними, сколько ни уверял их, что предание сие не имеет никакого исторического основания, и что во второй половине XVIII века не так легко было татарам похищать полячек; все доводы мои остались бесполезными: они стоят в одном: красавица была Потоцкая".
В то время как читатели поэмы оплакивают нежную Марию, о происхождении любимой женщины хана Керим Гирея продолжают спорить пушкинисты и крымские краеведы. Выдвигаются и обосновываются самые разные версии: все сходятся на том, что она была христианкой, но гречанкой, грузинкой, или, как у Пушкина, полькой?… вопрос остается открытым.


Жилые покои дворца. Слева Золотой кабинет, за ним Соколиная башня. 

Овеянный легендами, но скромный бахчисарайский фонтан зачастую разочаровывает путешественников, привыкших к пышным европейским фонтанам, в которых вода, как положено, эффектно фонтанирует и "серебряная пыль" брызг сверкает в лучах солнца. Причин этого разочарования две. Первая - неудачное перемещение фонтана во дворик, где он стоит в углу, словно громоздкий шкаф, в то время как его симметричная композиция рассчитана на фронтальное восприятие. На своем старом месте у мавзолея Диляры-бикеч фонтан (скорее всего вмонтированный в стену) наверняка выглядел гармоничнее. Вторая причина – непривычная для европейской культуры эстетика и символика фонтана.

Фонтан относится к распространенному в мусульманском искусстве типу "сельсебиль" (или "сальсабиль"). Сельсебиль - название одной из четырёх райских рек. Воду из этой реки пьют в раю праведники. Над мраморным цветком, из которого капает вода,  арабская надпись с сурой из Корана: "В раю праведные будут пить воду из источника, называемого Сельсебиль". Пристенные фонтаны с расположенными в шахматном порядке чашами символизировали райский источник и устанавливались в дворцовых комплексах, на кладбищах, у мавзолев-дюрбе (как первоначально в Бахчисарае). С 19 века распространилось такое толкование символики фонтана: текущая из чаши в чашу вода символизирует горе хана. Из верхней чаши — «сердца» — она стекает «слезами» в две меньшие чаши. В них вода более спокойна, что означает облегчение страданий после пролитых слез. Так повторяется трижды, причем последняя, нижняя чаша превосходит по размеру предыдущие. Автором фонтана считают придворного мастера-иранца Омера. По легенде, "вызвал Керим Гирей Омера и сказал ему: сделай так, чтобы камень через века пронёс мое горе, чтобы камень заплакал, как плачет мужское сердце".


Жилые покои. Вид на Золотой кабинет (на втором этаже)

В 1822 году, как раз когда Пушкин работал над поэмой "Бахчисарайский фонтан", во дворце начался очередной капитальный ремонт. Вскоре обнаружились злоупотребления: восстанавливая обветшавшие постройки, архитектор без стеснения вводил приемы европейской архитектуры. "Для сохранения оригинальности азиатской" архитектора заменили. Затем ремонтировали в 1837 году, затем в 1845-м. В результате последнего "ремонта" из дворца исчезли мраморные полы и великолепные венецианские люстры.
В Крымскую войну 1854–1856 годов во время обороны Севастополя Бахчисарайский дворец был превращен в военный госпиталь и в очередной раз пострадал. По свидетельству очевидца, «исчезли мавританские рогожи, мраморные столы, хитрые разукрашенные зеркала, фарфоровые шандалы, хрустальные люстры».

Большие ремонты дворцового комплекса производились в 1858–1892 годах, однако поскольку Академия художеств невысоко оценила художественное значение архитектурного памятника, вопрос о научной реставрации отпал. Наконец, к 1908 году было принято решение о создании во дворце музея, но из-за исторических катаклизмов Национальный музей крымских татар открылся только в 1917 году. В СССР это был первый этнографический музей под открытым небом. Собиралась интересная коллекция, сотрудники музея вели исследовательскую работу по археологии и этнографии.



С начала 1930-х годов в рамках борьбы с "национальным уклоном" научная работа в музее была приостановлена, часть сотрудников репрессирована. Основатель и первый директор музея Усеин Абдурефи Боданинский был в 1934 году уволен, затем арестован и в 1938 году расстрелян. После депортации крымских татар в 1944 году музей практически перестал существовать, его этнографическая коллекция была частью разграблена, частью перемещена в другие музеи, где в основном находится до сих пор. Сам дворец едва избежал разрушения и полного забвения.

Дворцовый комплекс и музей были спасены усилиями нового директора Марии Георгиевны Кустовой. В 1960-е годы началась, наконец, научно обоснованная реставрация ханской резиденции. Внешний вид дворца приблизили, насколько это было возможно после многочисленных "ремонтов", к первоначальному.

В 1966 году, когда отец посетил Бахчисарай и сделал слайды, которые мы показываем, Бахчисарай был городом с населением около 13 тысяч человек. В основном отреставрированный дворцовый комплекс (работы продолжались в 70-80-е годы) занимал теперь площадь в четыре раза меньшую, чем при ханах – 4, 3 гектара вместо 18-ти, и был одной из главных достопримечательностей Крыма. В каком состоянии тогда находился музей и насколько были отреставрированы внутренние помещения, по нашим слайдам судить нельзя: по какой-то причине отец в музее не побывал.




Все слайды сделаны моим отцом Анатолием Сиротой (turnepsik) в 1964 году фотоаппаратом "Киев" на цветной обращаемой пленке, производство ГДР, проявлены самостоятельно в домашних условиях. Слайды отсканированы мною в 2019 году на слайд-сканере Plustek OpticFilm 7600i.

Продолженiе будетъ!

Путешествия по СССР. Крым. Часть 1. Генуэзцы в Крыму.

Интересные источники
Татьяна Михайловна Фадеева. Тайны горного Крыма
http://www.e-reading.club/bookbyauthor.php?author=1006567
Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник
http://handvorec.ru/
Крымология
http://krymology.info/index.php/Ханский_дворец_(Бахчисарай)
Ханский дворец в Бахчисарае
http://jalita.com/guidebook/bakhchisaray/khanskiy_dvorets.shtml
Бронштейн А.И. «Трансформация легенды Фонтана Слез»
http://liberea.gerodot.ru/a_hist/fontana.htm
Программы В.Дымарского и М.Кузахметова  "Все так " на  радиостанции "Эхо Москвы
Екатерина Великая. Крым наш или не наш?
https://echo.msk.ru/programs/vsetakplus/2181958-echo/
Хроника времен Екатерины Великой. Крым наш
https://echo.msk.ru/programs/vsetakplus/2255414-echo/
Tags: 1960-е, Крым
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments