y4astkoviu (y4astkoviu) wrote in foto_history,
y4astkoviu
y4astkoviu
foto_history

Categories:

Лыжно-нартовый переход пограничников НКВД из Петропавловска-Камчатского в Хабаровск


10ee3fb118fbbbd008ac637794458489.jpg

В 1932 году советские пограничники бросили вызов бескрайним просторам северо-востока, которые считались непроходимыми. Они решили совершить лыжно-нартовый переход из Петропавловска-Камчатского в Хабаровск.
Даже в наши дни, когда существует спутниковая связь, и авиация способна в любой момент прийти на помощь терпящим бедствие, трудно предположить, что найдутся желающие повторить переход пограничников. А в 1932 году им предстояло преодолеть тысячи километров по территории, где плотность населения не достигала и одного человека, и не на километр, а на 10 квадратных километров.

Пограничники планировали стартовать еще в ноябре. Но в том далеком году Камчатка скупилась на снег. Зима запаздывала, а вместе с ней отодвигался и старт пробега. Замерзшая, но бесснежная дорога делала для упряжных собак и без того трудный путь непреодолимым.

К середине декабря старт уже невозможно стало откладывать. Даже при самом благоприятном исходе пробег мог завершиться не ранее мая, когда в Хабаровске уже сады цветут. К тому же из центра полуострова пришли сообщения о первых метелях. Было принято решение начинать переход.
Imag3653
В полдень 13 декабря 1932 года весь Петропавловск-Камчатский провожал участников лыжно-нартового пробега, конечной целью которого был Хабаровск...

84 упряжные собаки потянули шесть нарт. Стараясь не думать о тяготах предстоящего пути, двинулись и одиннадцать пограничников: руководитель пробега Николай Малинин, командир отделения Сергей Толпинский, красноармейцы Владимир Дюндиков, Николай Жигалов, Василий Иванов, Федор Кравченко, Петр Лехманов, Виктор Орешников, Дмитрий Сидоров, Илья Чебышев и Валентин Шустов.

Благодаря давней публикации в газете Особой Дальневосточной армии «Тревога», спустя десятилетия, можно предоставить слово молодому командиру-пограничнику Николаю Малинину.

Вот, что он писал в августе 1933 года:
«…Вышли без снега. Идти по голой земле нам пришлось 36 километров. Приходилось по 50-60 раз подкатывать под нарты цепи. Первую речку на нашем пути - Авачу - мы прошли по «салу» благополучно. Когда пришли в село Елизово, начался сильный дождь. Мы обратились к местным комсомольцам с просьбой помочь нам сшить для собак сапожки. Ведь, если бы ударил мороз, и наступила гололедица, то собаки могли порезать лапы. Комсомольцы за ночь пошили 80 пар сапожков.

15 декабря мы добрались до Лисьего питомника. Поднялись на гору. И вот уже отсюда начался снег - большой, глубокий. У Лисьего питомника мы впервые надели лыжи, чтобы снять их только через пять месяцев, на реке Лантарь (между Аяном и Чумиканом).
Вот отсюда, с Лисьего питомника, и начался наш трудный, почти полугодовой лыжно-нартовый поход. Отсюда мы начали торить дорогу: лыжники шли вперед и пробивали дорогу для нарт.

Sg
23 декабря мы достигли Ганальской тундры. Путь был очень трудный: лыжник мог сделать 100-120 метров, после чего выбивался из сил, его сменял другой лыжник. Ганальская тундра нас встретила сильной пургой. В дальнейшем вьюги и метели стали нашими постоянными спутниками. Больше половины пути, примерно, мы проделали в пургу, в ветер, в «хнус» - это когда метет сухой режущий снег снизу, с земли…

28 декабря в селе Шаромы нас окрестил первый суровый мороз - 40 градусов. Вскоре он перешел в 60 градусов. Началась полоса холодов, легких обморожений. Морозы от 35 до 55 градусов сопровождали нас до самого Аяна, куда мы пришли 16 мая.

За Ганальской тундрой - Озерновская тундра. Такой же мороз. Снежный ветер, пурга не давали возможности видеть с нарты передних собак. Ориентировались на голос, на выстрел. Собаки выбивались из сил. Приходилось наиболее утомившихся собак взваливать на нарты - собаки везли собак.

На пути нам пришлось встретить несколько горных хребтов. Перевалы через них надолго останутся в нашей памяти. Вот, например, Камчатский хребет, которого мы достигли 14 февраля. Подъем на этот хребет отнял 9 суток, спуск - трое суток.

Дальше начинается тундра - чистая, голая, ни кустика. До Гижиги. От Гижиги, после небольшого перевала через хребет, поднялись на 60 километров по реке Вилиге, оттуда гористая местность до бухты Нагаева, куда прибыли 3 марта. От Нагаева, берегом Охотского моря, по льду, мы шли больше месяца: пересекли тундру, перевалили Шаяканский хребет и 23 апреля достигли Охотска.

Наш путь от Охотска до Аяна - очень трудный, рискованный путь. Местные жители отговаривали нас идти этим маршрутом. В тех местах буквально еще не ступала нога человека. Даже тунгусы и коряки не знали этих мест. Мы шли до Аяна по «припайкам» (полосе льда, примерзшей к прибрежным скалам), делали искусственные мосты из снега…

Первомай 1933 года застал нас, одиннадцать пограничников, в овраге, меж скал. Мороз доходил до 35 градусов. Был снежный ветер, стоял сплошной туман. Двигаться вперед было невозможно…

BVzIxhMprm4
Мы провели летучее собрание, подвели итоги своим достижениям по переходу, поздравили друг друга с международным пролетарским праздником - 1 мая. А за палатками выли упряжные собаки, и над оврагом бушевала приполярная пурга. Когда туман рассеялся, мы пошли. Против острова Нальсикан мы перешли один безымянный перевал. Назвали его 1 мая.

С 7 мая, вскоре после перевала 1 мая, начался голод. Провизия истощилась. Продукты все съели. 6 наших собак пали от мороза и истощения. Нам посчастливилось найти медвежью берлогу - убили медведя, потом убили барана.
15 мая пришли в Аян.

20 мая сняли лыжи. Шли пешком тысячу километров по тайге, по болотам до реки Немилен. Там сделали плот, доплыли до Керби (ныне село имени Марины Осипенко - Владимир Слабука) - было это уже 29 июня. Ввиду маловодья пароход до Керби не ходил, а катер был в ремонте. Мы достали кунгас, соорудили на нем верхнюю палубу, сгрузили наших верных собак, поставили парус и поплыли дальше. От села Керби мы отчалили 6 июля, за четыре дня по Амгуни, а потом по Амуру дошли до Николаевска. Не раз садились на мель…

Все пришли в Хабаровск бодрыми, веселыми, вполне здоровыми…
Вместе с нами в Хабаровск пришли наши друзья, товарищи по переходу - 36 упряжных собак»
(в пробег отправились 84 ездовых пса. Почти пятьдесят животных, генетически предназначенных для жизни и тяжелой работы в полярных снегах, не выдержали трудностей пути).
OsWjfHvvDWg
В Хабаровске 22 июля пограничников встречали руководители Дальневосточного края.
Николай Малинин докладывал: «...Команда камчатских пограничников-динамовцев переход закончила благополучно. Всего пройдено 5 600 километров, из них на нартах и лыжах - 4 тысячи километров, на лодках - 600, пешком тысячу километров. Задачи, возложенные на наш отряд, выполнены».
Посвящали исторический лыжно-нартовый переход камчатские пограничники 10-летию создания спортобщества «Динамо».


Но для чего вообще потребовался этот невероятно трудный переход?
На этот вопрос еще тогда ответил Терентий Дерибас, встречая пограничников: «… Мы успешно овладеваем самой сложнейшей техникой, но мы не отказываемся и от таких «технически отсталых» средств… как собаки. Мертвой хваткой мы хватаем все способы, все средства для достижения конечной нашей цели - построения социализма… И очень может быть, что там, где технически хорошо вооруженный противник сломает себе шею - мы пройдем на собаках, на лыжах, на «своих двоих».

Так и произойдет во время страшной войны, которая разразится всего через восемь лет…

Уникальный лыжный переход совершат и пограничники Охотско-Колымского отряда зимой 1934 года. Его инициатором стал командир части Виктор Банга. Перед пограничниками стояли не только спортивные цели.
О них накануне перехода вполне в духе того времени рассказал руководитель экспедиции лекарский помощник (фельдшер - Владимир Слабука) Михаил Пастернак в газете «Дальстроевец»: «Команде поручено вести наблюдение за метеорологическими факторами побережья Охотского моря, внести коррективы в существующую довольно неточную карту этого побережья и ряд других научных работ… Команда займется просвещением коренного населения, ознакомлением его с последними мероприятиями Советской власти и партии».
XGvWzaS0vs4
12 пограничников - Михаил Пастернак, Федор Давыдов, Павел Пьянов и другие - отправились в путь 7 ноября 1934 года. Буквально на третий день на участников перехода обрушилась жестокая пурга. В результате до расположенного в относительной близости от бухты Нагаева Тауйска пограничники добирались неделю.

При переправе через реку Кова чуть не произошла трагедия. Груженые нарты каюра Матвея Остапова провалились под лед. М. Пастернак с бойцами Т. М. Потаповым и Ф. В. Давыдовым спасли каюра, а потом, рискуя жизнью, вытащили из ледяной реки сани с поклажей. Морозы стояли жуткие.
Столбик термометра редко поднимался выше отметки минус 30, а однажды она опустилась до рекордной величины минус 58°. Многие пограничники получили обморожения, но все продолжали путь. Новый год встретили на реке Алдоме, спустя пятнадцать дней прибыли в Аян.

Строящийся город Комсомольск-на-Амуре встречал пограничников 2 февраля. В Хабаровск они прибыли, как и планировали, накануне Дня Рабоче-крестьянской Красной армии и флота - 22 февраля.

Краевая газета «Тихоокеанская звезда» посвятила переходу большую статью. В ней, в частности, говорилось: «…Была вчерашняя встреча, приготовленная двенадцати храбрецам боевым штабом войск НКВД и погранохраны, вышедшим всем составом во главе с тов. Дерибасом навстречу смельчакам. Они - двенадцать - загорелые и сильные, даже без малого следа усталости, стояли с винтовками через плечо, держа у ног выбеленные снегами лыжи, весело глядя в глаза встречавших. И в ответ на приветственную речь заместителя председателя крайисполкома тов. Герчикова, назвавшего их заслуженным именем героев, командир двенадцати, Миша Пастернак, звонко и просто ответил: «Путь пройден. Все двенадцать здоровы, крепки и готовы всегда к защите Родины».
V-yi3IMDGA4
Пограничники преодолели около четырех тысяч километров. После того как завершился этот переход, бойцы Охотско-Колымского отряда начали готовиться к лыжному пробегу бухта Нагаева – Москва. К сожалению, а, может быть, и к счастью, он не состоялся. Человеческие силы тоже имеют предел.
Tags: 1930-е, история СССР, наши герои, подвиги, путешествия
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments