Александр Майсурян (maysuryan) wrote in foto_history,
Александр Майсурян
maysuryan
foto_history

Categories:

Две курсистки и одна террористка


Николай Ярошенко. Курсистка. 1880

13 декабря — день рождения известного русского художника-передвижника Николая Ярошенко (1846—1898). Художник сочувствовал революционному движению, что и отразилось в его картинах.
В 1880 году он нарисовал картину "Курсистка" на модную тогда тему девушек-курсисток. В России женщины, наконец, завоевали права получать высшее образование. 20 сентября (2 октября) 1878 года в Петербурге состоялось торжественное открытие Высших женских курсов, прозванных "Бестужевскими". При открытии курсов на них поступило 468 постоянных слушательниц и 346 вольнослушательниц. На холсте мы видим просто весёлую, жизнерадостную девушку.
Спустя три года художник вернулся к этой теме, и снова написал "Курсистку".

Nikolaj_Alexandrowitsch_Jaroschenko_-_Girl_student
Николай Ярошенко. Курсистка. 1883

Но как же она изменилась. В облике появилась целеустремлённость, она коротко остригла длинную девичью косу своей предшественницы, курсистки-1880. Это уже не просто весёлая девушка-хохотушка, а "новый человек", по Чернышевскому. А о том, какую бурю эмоций у современников-ретроградов вызывала эта вроде бы безобидная, на наш взгляд, картина, можно судить по отзыву профессора права Петра Цитовича: «Полюбуйтесь же на неё: мужская шляпа, мужской плащ, грязные юбки, оборванное платье, бронзовый или зеленоватый цвет лица, подбородок вперёд, в мутных глазах всё: бесцельность, усталость, злоба, ненависть, какая-то глубокая ночь с отблеском болотного огня — что это такое? По наружному виду — какой-то гермафродит, по нутру подлинная дочь Каина. Она остригла волосы, и не напрасно: её мать так метила своих Гапок и Палашек „за грех“… Теперь она одна, с могильным холодом в душе, с гнетущей злобой и тоской в сердце. Её некому пожалеть, об ней некому помолиться — все бросили. Что ж, быть может, и лучше: когда умрёт от родов или тифа, не будет скандала на похоронах».

Имеет эта тема у Ярошенко и дальнейшее логическое развитие... Его можно найти в этюде художника 1881 года. Тут мы видим, по определению того же Н.Г. Чернышевского, уже не просто "нового", а "особенного" человека, вроде героя "Что делать?" Рахметова...


Николай Ярошенко. Террористка. Этюд. 1881

Что за метаморфоза произошла с нашей мирной курсисткой с двух первых картин? Видимо, та же, что и с героиней известного стихотворения в прозе И.С. Тургенева "Порог":
"...— Ты готова на жертву?
— Да.
— На безымянную жертву? Ты погибнешь — и никто… никто не будет даже знать, чью память почтить!
— Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.
— Готова ли ты на преступление?
Девушка потупила голову…
— И на преступление готова.
Голос не тотчас возобновил свои вопросы.
— Знаешь ли ты, — заговорил он наконец, — что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?
— Знаю и это. И всё-таки я хочу войти.
— Войди!
Девушка перешагнула порог — и тяжёлая завеса упала за нею.
— Дура! — проскрежетал кто-то сзади.
— Святая! — принеслось откуда-то в ответ".

Такие дела. Кстати, менее известно, что Ярошенко был дядей революционера Бориса Савинкова...


Передвижники в 1885 году. Н. Ярошенко стоит третий справа в военной форме капитана


Николай Ярошенко. Автопортрет. 1895
Tags: 1870-е, 1880-е, искусство, история России, картины, текст, художники
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments