Александр Майсурян (maysuryan) wrote in foto_history,
Александр Майсурян
maysuryan
foto_history

Category:

Про заднее место царя, или Самая знаменитая карикатура на Николая II


З. Гржебин. Рисунок 1905 года. Журнал «Жупел». «Орёл-оборотень, или политика внешняя и внутренняя»

Сейчас в мейнстриме царит умилённо-восхищённое отношение к Николаю II. Почтительные споры ведутся разве что о том, мог ли Богопомазанный Царь запятнать своё святое имя романом с какой-то безродной балеринкой, или даже само предположение о таком является святотатством и кощунством. Но современники смотрели на царя Никки совершенно иначе! Недавно я уже писал о резко антимонархических взглядах художника Валентина Серова. Парадокс состоит в том, что этого художника в современной России помнят и даже чтут (чего стоят полмиллиона зрителей на его выставке в 2016-м), а взгляды его напрочь забывают. А вот другой близкий коллега Серова – издатель прогремевших в своё время журналов «Жупел» и «Адская почта» Зиновий Гржебин (1877–1929). И его самая знаменитая карикатура на царя Николая...
Она была опубликована в сатирическом журнале «Жупел», который стал выходить в разгар революционных событий, в конце 1905 года. Как мы видим, в обычном виде это карикатурный двуглавый орёл. Но стоит перевернуть рисунок, и орёл превращается в стоящего спиной царя, который приподнимает мантию, представая не в самом царственном виде... Конечно, в тот момент такая карикатура на августейшую персону превышала пределы дозволенного законом.
Вот ещё одна карикатура на царя из того же журнала. На ней, как можно видеть, следуя наущениям некоего существа с рогами и хвостом, царь шагает по человеческим телам:


З. Гржебин. Рисунок 1906 года. Журнал «Жупел». «– Крепись! Ещё один последний шаг!»

Не стоит удивляться, что уже в следующем году, после выхода третьего номера, журнал был запрещён, а сам Гржебин арестован и посажен в одиночную камеру «Крестов». Но начатое им дело не угасло – его подхватил новый сатирический журнал «Адская почта». В июле 1906 года, после выхода 4-го номера, изъятого полицией, запретили и этот журнал...


З. Гржебин. Карикатура на Петра Столыпина. 1906 год. Журнал «Адская почта»


Юрий Анненков. Портрет З.И. Гржебина

Автору этих строк подшивка этих журналов впервые попала в руки в 1995 году. Даже и тогда, по прошествии 90 лет, они производили сильное впечатление накалом брызжущей ненависти к царскому строю, ко всем его деятелям, что ощущалось буквально на каждой странице. И в этих журналах сотрудничали лучшие художники страны – кроме Серова, например, это был Борис Кустодиев, а из писателей – М. Горький, Л. Андреев, А. Куприн... Пролистав эти журналы, как-то невольно приходишь к выводу, что самодержавие было обречено – может ли продержаться строй, который так ненавидят?
После революции Гржебин возглавлял тоже весьма знаменитые издательства «Всемирная литература» и «Издательство З.И. Гржебина», о котором замечал: «О моём издательстве много чепухи писали. Но судить нужно по моим делам… Я готов печатать от Ленина до Шульгина и ещё правее, если это будет талантливо и правдиво (вернее, искренно)…» Но это – уже совсем другая история.


Евгений Лансере. «Тризна». 1906 год. Журнал «Адская почта»
Tags: 1900-е, Романовы, история России, карикатура, текст
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments