eho_2013 (eho_2013) wrote in foto_history,
eho_2013
eho_2013
foto_history

Categories:

Забытый художник Александр Апсит

Помните ли вы такого художника как Александр Апсит? И если помните, то что можете о нем рассказать?
Боюсь немного... Пожалуй, лишь несколько плакатов его авторства до сих пор помнят в России.
Между тем, 100 лет назад его работы были очень популярны. Но художник часто и радикально менял свою жизнь, и в результате нигде и ни для кого не стал своим.




Александр Апсит (Апситис) родился в 1880 г. в Риге в рабочей семье. Его отец был простым кузнецом. Когда мальчику было 14 лет, семья переехала в Санкт-Петербург.
Александр получил неплохое художественное образование. Вопреки мифам, что в дореволюционной России образование было недоступно детям из рабочих семей. Надо сказать, что Апсит учился не в Академии художеств, где талантливых молодых людей с недостаточными средствами могли освободить от платы за образование и даже назначить стипендию, а в частной студии Дмитриева-Кавказского, где скидок не было.
По окончании учебы молодой художник уехал в Новый Афон, где увлекся православной живописью, выполнял храмовые росписи, иллюстрировал книги о Новом Афоне.

Однако, через несколько лет фрески утомили Апсита, он вернулся в Петербург и занялся совершенно светской коммерческой живописью - рекламными плакатами, дизайном промышленной упаковки, афишами для синематографа, набиравшего все большую популярность. Кроме того, он подвизался в иллюстрированных журналах "Нива", "Родина" и др., делал рисунки для открыток. Открытки нередко были шуточными, с самым незатейливым юмором, но успехом пользовались и давали художнику неплохие средства для жизни.

Открытки из "алкогольной" серии Апсита:
















 Реклама сапожной ваксы:


Разбойники, в восторге от подаренной им сапожной ваксы, не стали грабить мелкого торговца-коробейника...



Красавица Наташа выбирает жениха с ваксой, отвергая других кавалеров...

Упаковка для конфет шоколадной фабрики Эйнем:










 Афиша модной "фильмы":



В революционном 1905 году художник переезжает в Москву (странное решение - Москва бурлила, стачки, шествия, драки с городовыми, а потом и баррикады со стрельбой были в городе "прозой жизни"). Здесь Апсит поднимается на новую ступень в своем творчестве и добивается успеха как книжный иллюстратор. Он сотрудничал с издательствами Сытина и Ступина, оформляя издания книг выдающихся писателей - Толстого, Лескова, Чехова, Горького... Подарочное издание "Войны и мира", приуроченное к 100-летию войны 1812 года, вышло с иллюстрациями Апсита.



Сцена в доме умирающего графа Безухова



Сцена бала

Тема 1812 года очень увлекла художника, а в книгу вошли не все его работы. Вскоре Апсит подготовил большую серию открыток с "картинами войны". Начавшая вскоре Первая мировая война сделала их особо популярными, как напоминание о победах русского оружия.




















Большим успехом пользовались также серии открыток Апсита на сказочную и русскую народную темы. Работал художник очень много и часто подписывал свои работы разными именами: Петров, Аспид, Осинин, Скиф... Публика часто даже не догадывалась, что все это принадлежит кисти одного человека...



















Работы военного времени отличались большим патриотизмом - фронтовые открытки, как "привет из окопов", благотворительные открытки с целью сбора помощи фронту, и даже альбомы военных зарисовок... Художник выезжал на позиции, чтобы запечатлеть армию в боевой обстановке, а потом эти работы в сопровождении стихов и рассказов выходили в виде альбомов "В дни войны" в издательстве "Зарево".













То, что патриотичный и преданный идеалам Российской империи Апсит принял революцию 1917 года, многих удивило. Латыши, оказавшиеся в России, вообще много сделали для победы большевиков. Но если латышские стрелки утверждали революцию пулей и штыком, то художник Апсит - карандашом и кистью. Люди его круга не могли понять, как человек, жизнь которого так замечательно сложилась на новой Родине, решил бороться за ее погибель.
Но именно Апсит оказался одним из основоположников советского агитационно-политического плаката...  Работал он по заданию ВЦИК, будучи обласкан новой властью. У Апсита была замечательная анкета, происхождение - из рабочей семьи, сын кузнеца, трудовой интеллигент в первом поколении...


Наглядность и доступность его агитационных материалов была в стиле того времени.









Несколько его плакатов навсегда остались в истории, правда в учебниках их порой воспроводили с фамилией автора "Петров".






 Политическая карикатура:











Однако, в 1921 году Апсит неожиданно вспомнил, что он этнический латыш, и... репатриировался на родину, в буржуазную Латвию. Плакаты с большевистскими лозунгами "Мы победим!" оказались забыты.
В Латвии художник вернулся к прежним направлениям работы - рекламе, открыткам. Вместо рабочих и крестьян, плечом к плечу идущих к революционным свершениям, он изображал теперь пасторальные пасхальные радости латышей в национальных одеждах.














В 1939 году Латвия была присоединена к СССР, но Александр Апсит совершенно не желал снова пожить при советской власти, становлению которой сам поспособствовал. Он предпочел уехать в гитлеровскую Германию.
Но в Германии была прекрасно развита культура иллюстрации, рекламы, дизайна и всего того, что умел делать художник. Новичка там никто не ждал, да и поздно было начинать карьеру заново.
В 1944 году, когда Вторая мировая война уже шла к завершению, Александр Апсит скончался в маленьком немецком городке Людвигслюст...

Источник иллюстраций: http://forum.vgd.ru/614/31748/890.htm?a=stdforum_view&o=
Tags: Гражданская война, Первая мировая война, РККА, Серебряный век, ХХ век, агитация, живопись, жизнь, история Латвии, история России, монархия, плакаты, реклама, художники
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments