y4astkoviu (y4astkoviu) wrote in foto_history,
y4astkoviu
y4astkoviu
foto_history

Categories:

Как «АвтоВАЗ» спонсировал «Монако»...


30 лет назад монегаски вынесли всех в чемпионате Франции и спустя шесть лет вернули национальное «золото» на Лазурный берег. Перед сезоном 1988/89 действующие чемпионы Франции провели традиционную фотосессию в новой форме с очень необычным спонсором из четырёх букв, знакомых каждому жителю СССР.

723aa27d774adb9021cbb15bf7150101.jpg

Тогда, на смену французскому магазину оптики Alain Afflelou приехал гигант советского автопрома «АвтоВАЗ». С «Ладой» на груди в составе одного из сильнейших клубов Франции играли Эммануэль Пети, Джордж Веа, Клод Пюель, а руководил этой бандой человек, с чьим именем позже на долгие годы будет связан один лондонский клуб – Арсен Венгер. Уже в первом сезоне монегаски с новым спонсором снова вошли в топ-3, добрались до четвертьфинала Кубка чемпионов, а заодно посветили с парусником с эмблемы ВАЗа на футболках перед всей Европой.

57f6986b81ff44d6e6827babaf9c6337.png

9b1d3b9c3a3fa62037ad2989d0577f5b.png

96b1a564f99f776469126218c074fdd4.png
Следующие три года «Монако» также начинал сезоны в форме с «Ладой», которая оставила русский след в клубе ещё задолго до эпохи миллионов компании Fedcom Алексея Федорычева и президентства бывшего владельца «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлева. С «Ладой» команда регулярно не опускалась ниже третьего места в чемпионате Франции, дважды доходила до финала в Кубке Франции, один из которых завершился победой, а также впервые в истории дошла до финала еврокубка – в решающем матче Кубка обладателей кубков парни Венгера проиграли немецкому «Вердеру».
d886fbc2141b5d3d3741eb94ac814a7b.jpg
Правда, в том сезоне «Лада» уступила место основного спонсора нефтяной компании Tamoil, «переехав» на край игровых маек. Да и там провисела недолго – через полгода СССР перестал существовать, что не могло не сказаться на отношениях Волжского автомобильного завода с клубом.
После Нового года «Лада» прекратила поддержку «Монако».
f56729a18dd557436133aa833c6ea7a6.jpg
Флагман отечественного автопрома помог «Монако» выиграть Кубок Франции-1991 и держаться в лидерах чемпионата. Главный вопрос – как вообще не самая популярная автомобильная компания оказалась спонсором футбольной команды в городе, где ежегодно проходят этапы Формулы-1, а немногочисленные жители государства разъезжают на машинах премиум-класса?
57c49d103e192ebef7244ce1ccb237d7.jpg
Советские машины не пользовались огромной популярностью на европейском рынке, но всё же свою нишу занимали благодаря двум импортёрам – голландской компании «Скалдия-Волга» и французскому дилеру «Лады». Второй структурой руководил предприимчивый человек по имени Жан-Жак Пок.
Француз различными способами занимался продвижения детища страны союзов. С 60-х он первым докатил до своей родины «Москвич», где он неплохо уходил за счёт низкой цены, а с 1972-го под управлением бизнесмена стала продаваться Lada, и всего за несколько лет Пок стал крупнейшим дилером бренда в мире.

Сейчас секрет успеха автодельца объяснили бы умением грамотно и вовремя хайпануть. Когда Франция начала сходить с ума по ралли, Пок сумел вывести на старт «Дакара» модифицированную «Ниву». Машины выдержали весь ралли-рейд, а это поднимало статус фирмы. В основном для повышения имиджа машинами управляли не профессионалы, а кинозвёзды, но были и настоящие профи, как, например, пятикратный победитель Ле-Мана Жаки Икс.
ffd74e98831507740edd9702de07c415.jpg

9373e080e2737a2d8ac0869cc049dece.jpg

9352deb70f9fd58e05914029e5bf3181.jpg
Всё это помогало Поку быть на виду и поддерживать популярность заграничного товара. В 1985 он познакомился с принцем Монако Альбером II. Зная его страсть к «Дакару», Жан-Жак предложил нынешнему князю королевства управлять его «Нивой» на многодневке, но то сотрудничество не получилось. Зато через три года между семьёй Гримальди, тогда ещё полноправно владевшей клубом, и Поком всё же наладились рабочие отношения.

После чемпионского сезона «Монако» внезапно остался без спонсора, чем очень быстро воспользовался Пок. Всего за несколько недель были улажены все вопросы, и ближайшие 3,5 года монегаски играли с эмблемой «АвтоВАЗа» на форме.
0efbb1ce95faccd60dc18a0eeef92f5a.jpg

924b0282ac17cb900379e5021db36f50.jpg
Интересно, что в другой части планеты в это время тоже была команда, на футболках которой было написано LADA. Отечественные машины пользовались спросом на южноамериканском рынке, так что о них уже было известно, когда в 1990-м году игроки чилийского «Коло-Коло» предстали перед публикой с советской маркой на груди. Но рекламой волжских автомобилей клуб не ограничился.
2f241f54e5fbad641f18da7950d0c9cc.jpg
На форме самого титулованного чилийского клуба тогда был ещё один советский концерн – «КАМАЗ». По словам бывшего представителя челнинской компании в Центральной и Южной Америке Владимира Михайлова, Чили шло на третьем месте по спросу татарстанских грузовиков среди стран региона. Такой союз двух автомобильных заводов из далекого СССР принес успех «Коло-Коло». В 1991-м году чилийский клуб стал обладателем самого престижного футбольного трофея Южной Америки – Кубка Либертадорес. Ни до, ни после клубу из Чили больше не удавалось стать его обладателем, поэтому «Лада» и «КАМАЗ» причастны к историческому достижению.
729724106c1a3d5a2e3e3f46300c9aa0.jpg
После победы в турнире «Реал» пригласил «Коло-Коло» на товарищеский матч. На глазах заполненного «Сантьяго Бернабеу» чилийцы получили 6 голов в свои ворота, ответив только одним, но сделали это перед 80-тысячной аудиторией в форме с «Ладой», которая начала тот сезон на футболке «Монако», а закончила на чилийской в Мадриде.
Tags: 1980-е, 1990-е, интересно, история СССР, история Франции, спорт
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment