Александр Майсурян (maysuryan) wrote in foto_history,
Александр Майсурян
maysuryan
foto_history

Categories:

История одной карикатуры. Скандал в коммуналке


К. Ротов

Антикоммунисты любят проклинать «ужасы советских коммуналок». Не желая замечать, что коммуналки были большим шагом вперёд по сравнению с сырыми и тёмными подвалами, в которых ютились рабочие до революции. В общем, коммуналки — это типичный пример действия диалектического закона отрицания отрицания: то, что во времена Чернышевского казалось светлым будущим, во времена Брежнева уже выглядело тёмным прошлым.
Ну, а как смотрели на коммуналки в 20-е и 30-е годы, когда эта форма жилья была в городах едва ли не преобладающей? Довольно критически...
В 1927 году на обложке журнала «Крокодил» была опубликована карикатура художника Константина Ротова (1902-1959) «Будни общежития. Маленькие разногласия на общей кухне по поводу исчезновения одной иголки для прочистки примуса». Картинка стала без преувеличения исторической. Вот она:



Сейчас этот многофигурный, в типичном духе Ротова, рисунок покажется, возможно, не очень интересным, но тогда он поражал читателей своей жизненностью, попадал, что называется, не в бровь, а в глаз. Хотя Ротов нарисовал в своей жизни очень много карикатур, проиллюстрировал немало книг (среди которых «Приключения капитана Врунгеля», «Старик Хоттабыч», «Золотой телёнок»), но ни один из его рисунков не достиг такой степени славы и известности, как этот.
В 1934 году К. Ротов решил повторить свою самую удачную находку в новой карикатуре:


"Фауна уходящего мещанства. Недоразумение на коммунальной кухне, или широкая дискуссия о пропаже подливки. Зарисовано с натуры худ. К Ротовым, на ответственности которого и лежат детали изображаемого им события. Темой для рассказов и фельетоно служить не может, так как использовано за 17 лет революции до отказа..."

Позднее, в 1940 году, Ротов был арестован. Реальной виной художника было его давнее сотрудничество в белой антисоветской печати.
— Между прочим, в лагере, — рассказывал Константин Павлович, — я узнал, как я знаменит. Ко мне подходили товарищи по несчастью и спрашивали, не тот ли я Ротов, который нарисовал «скандал на кухне».
И через 8 лет, когда он вышел на свободу, его картинку про общую кухню ещё не забыли. Художник Юрий Черепанов вспоминал свою первую встречу с Ротовым в середине 50-х: «Неужто я увижу самого автора знаменитой карикатуры «Маленькие разногласия на общей кухне по поводу исчезновения иголки дпя прочистки примуса», — думал я, направляясь к большому угловому серому дому, что на Тверской улице».
Такая вот жизненная карикатура, запечатлевшая в своём гротескном отражении, как и соответствующие рассказы Михаила Зощенко, значительный пласт советского быта. Хорош он был или плох? Повторю: в сравнении с бытом дореволюционных времён он был огромным шагом вперёд, а по сравнению с отдельными квартирами в хрущёвских «Черёмушках» выглядел не очень привлекательно. Но ведь и сами «Черёмушки» к середине 70-х вызывали уже недовольство и критику в обществе (вспомним мультипликационную заставку к фильму «Ирония судьбы»)...

Р.S. Раз пришлось упомянуть об уголовном деле К. Ротова, то вот что писал о его подоплеке сам художник: «В 1918 году на Дону власть была захвачена белыми. Я мечтал учиться. В то время ряд крупнейших русских художников, перед которыми я преклонялся (некоторые теперь имеют большие правительственные награды), работали в Осваге. Совершенно не отдавая себе отчёта и даже не осознавая, что представляет собой это учреждение, понёс показывать свои работы... В то время большевиков я не представлял иначе как с ножом в зубах. Я искренне верил тому, что печаталось в белых газетах (других газет не было). Находясь в таком окружении, думал, что большевики могут только разрушать жизнь, а мне хотелось учиться, быть художником, работать. В то время я рисовал карикатуры на советскую власть, печатавшиеся в «Донской волне»...»
Впрочем, как верно заметил Ротов, с антисоветской печатью активно сотрудничали и другие будущие знаменитые советские художники. Например, Виктор Дени на своих карикатурах изображал Ленина в виде Иуды Искариота с 30 серебренниками от германского генштаба, Борис Ефимов, по его собственному рассказу, рисовал карикатуры на Ленина в белой киевской печати, один из отцов соцреализма Борис Иогансон и вовсе был офицером белой армии... И Ротов оказался скорее исключением, в том смысле, что ему пришлось за сотрудничество с белыми отбыть срок. В 50-е годы он был реабилитирован.

Другие известные карикатуры К. Ротова:


К. Ротов. "Темпы и бабушка". Январь 1932. Рисунок к сносу храма Христа Спасителя по мотивам стихотворения Д. Бедного

Нет и помину —
Исчез неизвестно куда!
Вот это темпы, да!
Нам — радость, а старому — драма
От такого, сказать с позволения, храма,
Мусорный след.
А ведь строился столько лет!..
Нынче от этого чуда
Осталася груда
Мусору и кирпичей,
Мухомор не мозолит нам больше очей.


К. Ротов. "Держись, корова, из штата Айова!". "В этом году Советский Союз догонит США по валовому производству молока". 1958 год.


Рисунок Константина Ротова, 1958 год
Tags: 1920-е, 1950-е, искусство, история СССР, карикатуры, текст, художники
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments