anty_big_game (anty_big_game) wrote in foto_history,
anty_big_game
anty_big_game
foto_history

Category:

Нина Георгиевна. Учитель географии.


«Дорогая Нина Георгиевна….» - это рассказ об удивительном учителе географии школы №1. Это признание в любви коллег, друзей, учеников. Это слова восхищения солнечным, ярким человеком.
Нина Георгиевна Дудченко – человек необыкновенной судьбы. Она горит, как огонь, согревая своим теплом и заряжая энергией.
Возможно, необычное начало её жизни определило её судьбу. Вот что рассказывала нам её сестра Галина Георгиевна: «Она родилась между Петропавловкой и Маслянино в поле. Папа повёз маму в роддом, а у неё начались роды. И он остановился, как потом говорил, у стога сена, сам принимал роды, сам перерезал пуповину, и нож этот забросил куда-то. И привёз в роддом уже «готовую». Пожалуйста, принимайте!»…. А через два дня его забрали в армию…. И вернулся он только через 9 лет, пройдя Халхин – Гол, Великую Отечественную, японскую войны. И только в 1946 году он увидел свою дочурку….
Так посреди поля и появилась на этот свет всеми любимая Нина Георгиевна. Эту любовь продемонстрировали её ученики, друзья и коллеги, с которыми нам удалось поговорить. Во многом их мнения сходились.
Она бунтарка и революционер во всём. В свой образ, в свою жизнь, в свою карьеру она вносила что-то, чего не было у других до неё, но появлялось позже. Так все отмечают яркость её нарядов, которая во времена Советов была неприемлема. Но, несмотря на это, Нина Георгиевна продолжала носить с присущим ей стилем и вкусом красивые и яркие платья и украшения. Самым знаменитым, о котором мы услышали минимум три раза, стало красное платье из «Бурды». Нина Георгиевна до сих пор следит за модой. Подобранная со вкусом одежда, хорошо уложенные волосы, безупречный маникюр – всё это о ней.
А влечение к серёжкам, колечкам и прочим украшениям всегда присутствовало у неё. За право носить всё это ей приходилось, скажем, так, бороться. Михаил Павлович Михалев, бывший директором первой школы в те годы, рассказал нам: «Я утром встречал учениц в восемь утра в вестибюле школы. Они проходили мимо меня, как через металлоискатель. Все уже знали, что если кто-то забыл после выходных смыть косметику или снять серёжки или колечко, то перед входом заранее все снимали свои украшения. Если не снимали, то у меня была бумажка, на которую я записывал имя, фамилию девушки, а потом заворачивали все серёжки, колечки. Я складывал их в свой сейф. В конце года у меня в сейфе накапливались десятки граммов золота».
Вот так было принято в нашей стране лет сорок тому назад. Нам, современным людям, не понять, как можно выйти из дома без украшений, без косметики, в платье, как у всех. Нина Георгиевна уже тогда была современным человеком, который был против этих строгих правил. На педсоветах она всегда вступалась за школьниц, которые хотели чем-то выделиться среди сверстниц. Тем самым она шла против правил и против системы. Этим же она, наверняка, завоёвывала любовь своих учеников, которые знали, что она будет на их стороне.
С учениками у неё были особые отношения. Нина Георгиевна была замечательным классным руководителем. Она давала знания не только по географии, но и учила жизненным навыкам. «Научила мыть пол»,- ответил учитель школы №1, Роот Игорь Борисович, когда мы спросили о его классной руководительнице. Он пришёл в нашу школу в десятом классе. Пол мыть не умел. Нина Георгиевна, увидев, как он сухой тряпкой трёт пол, скинула туфли, закатала рукава, намочила хорошо тряпку и показала эту несложную науку, но зато на всю жизнь.
Рассказывает ученица Дудченко Нины Георгиевны, ныне социальный педагог школы №1 Дятловская Оксана Анатольевна. «Мне с удовольствием вспоминаются самые интересные моменты нашей школьной жизни. Поездки в театр, походы, школьные и классные вечера, спортивные соревнования и игры, поездка в Хатынь и даже экзамены. Нина Георгиевна всегда была с нами рядом.
Помню, как мы оказывали шефскую помощь ветеранам. Мы всем классом шефствовали над мамой героя Советского Союза Агеева. Каждую неделю приходили мыть пол, помогали по хозяйству, покупали продукты… И гордились этим!
В пятом классе, а раньше классные комнаты после уроков убирали дежурные по классу, учила мыть пол. Сначала нужно было намочить пол, затем хорошо прополоскать тряпку и очень хорошо выжитой тряпкой вытереть его насухо. Мальчишки пробовали хитрить: «Покажите, как правильно мыть пол, но Нина Георгиевна быстро «раскусила» и заставила пол заново перемывать, проверяя каждый закуток класса. Наверно ещё и поэтому у нас была самая образцовая классная комната, наш 10 кабинет.
Помню, как учила в шестом классе танцевать медленный танец Мы как деревянные человечки на вытянутых руках вставали в пары и пытались танцевать. А Нина Георгиевна отодвинет партнёра в сторону и сама встанет – показывает. Мы были очень дружным классом, наши мальчишки нас девчонок всегда поддерживали и защищали, домой провожали целыми компаниями. И залог этой дружбы, конечно, закладывался на классных часах о дружбе и любви, беседах об этикете, нравственности.
Уборка льна. Каждому свой участок и вперёд! С нами на равных всегда была и она, наш классный руководитель. Своим личным примером, работая с нами, она всегда вносила жилку соревнований.
Всегда улыбчивая и приветливая, беспокойная и неутомимая в работе, она стала нам хорошим другом, с которым можно поделиться самым сокровенным. Если мы допускали промах, всегда прикрывала, директору и родителям нас за мелкие и крупные «шалости» не сдавала - разбиралась всегда сама.
У Нины Георгиевны существует потрясающее чувство стиля, вкуса и прекрасного. Всегда выглядит презентабельно и красиво, модно и креативно. И мы девчонки всегда заглядывались на то, как стильно одевался наш классный руководитель – старались подражать во всём... Никогда не забуду потрясающе красивое платье на наш последний звонок: черное в белый горошек с воротничком из вологодского кружева. И всегда на каблучках!
Порой мне кажется, и сейчас ничего не изменилось. Встречая, она всегда даст мудрый совет, подбодрит и с материнской заботой пожелает счастья».
Об уроках Нины Георгиевны Дудченко можно рассказывать бесконечно. Их помнят все, кто хоть раз побывал на них. Наталья Владимировна Попова вспоминает: «Я помню урок «Путешествие в Индию». Меня он заворожил. Это был не просто рассказ учителя или работа с книгой. Нина Георгиевна показывала фрагменты фильмов про Индию. В этих фильмах было всё: путешественники, побывавшие в Индии, их рассказы об истории, традициях, климате, животном и растительном мире Индии, особенности индийского костюма. У меня в памяти осталась сбалансированность всех этапов урока. Не просто фильм про Индию, а работа детей с книгой, их рассказы об этой удивительной стране, выступления у доски. И когда мне сейчас говорят, что урок должен походить на занятие, он и уроком не должен называться, а занятием, то я вспоминаю урок про Индию Нины Георгиевны. Вот тогда, на уроке географии, дети не просто сидели за партами, а было создано рабочее пространство, в котором ученики изучали определённую страну. И за сорок пять минут лично я узнала столько, что потом за всю жизнь столько бы не узнала. А на прощанье дети выяснили, чем ещё славится Индия. На каждого ребёнка был заготовлен пакетик со специями, каждому был отдан этот пакетик. И вот она – физкультминутка: они пришли за пакетиком, сели на место. Сначала нельзя было открывать пакетики, только разрешалось понюхать. И дети сами пришли к выводу, что Индия славится пряностями. И так было на каждом уроке: что-то новое, что-то интересное».
Очень часто Нина Георгиевна показывала ученикам учебные фильмы. Надо заметить, что тогда в школе было всего три кабинета: физики, химии и географии, оснащённых техническими средствами обучения. В её кабинете стоял кинопроектор «Украина». Естественно, учитель должен был уметь им пользоваться. Нина Георгиевна виртуозно управлялась с этой техникой.
Но не только технически был оснащён её кабинет. На одной из стен были размещены ячейки с разными камнями и минералами, некоторые из них она с учениками находила во время походов по Маслянинскому району. Какие-то привезла из своих путешествий. Ведь она побывала во всех 15 республиках Советского Союза. А на дальней стене кабинета - фотографии Маслянинского района.
Многие учителя учились у Нины Георгиевны. Одна из таких учениц – Штальбаум Тамара Васильевна, учитель истории школы №1 вспоминает об этом.
«Дорогая Нина Георгиевна! Моё знакомство с Вами произошло давно, в конце 70 – х годов 20 века. Вы и не подозревали о моём существовании. Мало ли деревенских учителей приезжало на Ваши открытые уроки!
Но для меня это была великолепная школа, тем более, что по образованию я учитель истории. А география стала важной частью моей учительской жизни.
Я хотела бы рассказать Вам, чему я научилась у Вас.
Во – первых, я узнала, что существует такая вещь как «География в школе». В 70 – 80 – е годы это был великолепный методический журнал, в котором было минимум воды, в отличие от его исторического собрата, и максимум практических приёмов и методов организации урока. Эти приёмы - универсальны. Они годились и для истории, и для географии. Например, я этот приём вычитала в журнале, при объявлении новой темы спросить у детей, что они уже по ней знают. Сейчас это называется актуализация имеющихся знаний. Сейчас – это одно из требований ФГОС.
Во – вторых, у Вас на открытом уроке я постигла такую науку, как практические работы по географии. Я была на занятии, где дети сравнивали длины рек, измеряя их двумя способами. Первый – с помощью мокрой нитки. А о втором способе – особо…. Я узнала такое богатое слово – КУРВИМЕТР! Я узнала, что с помощью это нехитрого приспособления можно более точно измерить длину реки по карте. Мне это было простительно, ведь науку географию я постигала вместе со своими учениками и училась у Вас.
В - третьих, должна признаться, вы вызвали во мне большую зависть. У Вас была метеорологическая площадка! Кто сейчас из современных учителей географии может похвастаться таким чудом! Там было много интересных вещей: осадкомер, солнечные часы, метеорологическая будка с термометрами, гигрометрами, над всем этим возвышался флюгер. Дети по очереди вели календари погоды, проводили фенологические наблюдения….
Вот они пресловутые основы исследовательской деятельности, к которым призывает стандарт двухтысячных годов! Нина Георгиевна, полагаю, что Ваши уроки в те далёкие годы вполне соответствовали тому, за что мы сейчас ломаем копья!
В - четвёртых, я совершенно точно поняла, что изучать хоть географию, хоть историю с детьми, не применяя технические средства обучения – это преступление! Ваш замечательный кабинет географии сподвигнул меня в те далёкие годы найти спонсоров, правда, слова такого в нашем времени не было, но люди добрые, к счастью, были. Должна признаться Вам, я была хорошей ученицей: мой комплексный кабинет истории и географии в Егорьевской школе в 1984 - 1985 годах был признан лучшим в Маслянинском районе. (Тогда проводились такие районные конкурсы).
И, наверное, самое важное, что я поняла, побывав на Ваших уроках - нельзя быть скучной на уроке!
Спасибо Вам, дорогая моя Нина Георгиевна, за науку».
Ещё Нина Георгиевна участвовала во многих школьных и внешкольных мероприятиях. Она очень любит танцы и пение. Как она сама говорит и голос, и слух ей передались от родителей, которые тоже и пели, и танцевали, и играли на музыкальных инструментах на каждом празднике в Петропавловке. Марина Владимировна Казицына, обучавшаяся в нашей школе в 1977-1979 годах вот как рассказывает о первой встрече с Ниной Георгиевной: «Я впервые увидела её за интересным занятием. Она разучивала танец с девочками, и я подумала, какая интересная, живая, эмоциональная, умелая учительница танцев. А вторая встреча произошла, когда эта учительница пришла в соответствии с расписанием к нам в класс на урок географии. То есть я поняла, что это не учительница танцев, а учительница географии. И, конечно же, мне было приятно открыть, что учительница танцев может так танцевать и научить танцевать других». А Наталья Владимировна рассказала нам, что Нина Георгиевна придумала вот какую интересную штуку: «Я вспоминаю начало одного из выпускных вечеров. Мальчики приглашали своих мам. Это она придумала. Она их всех измучила, извела, но научила мальчишек танцевать вальс. Они репетировали, танцевали, и все её слушали, и все ей подчинялись. Она – человек с идеями, и, может, сейчас эта идея не кажется такой новой, но тогда это было здорово».
И поёт Нина Георгиевна прекрасно, как и её сестра, Галина Георгиевна Ошейко. Но и в вокале Нина Георгиевна проявляет свойственную ей оригинальность. Продолжая рассказ о выпускном вечере, Наталья Владимировна рассказала о том, что Нине Георгиевне во время какого –то конкурса выпало задание обыграть слово «любовь». Для этого ей хватило пары строк из песни: «Любовь – это такая сила, главная на земле». Вот что значит просто о великом. Это Нина Георгиевна может.
Нина Георгиевна легка на подъём. Она любитель походов, сплавов на лодках по Берди. «Каждый год мы сплавлялись на лодках по реке, - рассказывает Михалев Михаил Павлович. – Меня выбрали капитаном, т.е. организатором. Столько трудов было уговорить женщин, потому что у всех были коровы, ещё какой-то скот. Это было проблемой. А Нину Георгиевну я не уговаривал. У остальных я бывал по пять-шесть раз перед отплытием, а она сразу зажигалась и ещё помогала в уговорах. Она незаменимый участник этих походов. Она надёжный друг. С ней легко».
Нина Георгиевна дружна с семьёй Михалевых. Очень часто они и ещё несколько друзей путешествовали по СССР дикарями. В поездку брали детей, баян. Об одной такой поездке нам Михаил Павлович и поведал: «Однажды, когда мы ездили на Байкал, встретились с делегацией американцев. Мы вышли с корабля в бухте Песчаная, а они приехали сюда перед нами. Мы даже не знали, можно ли нам здесь оставаться. Это, говоря современным языком, была VIP – территория. Пока мы думали-гадали и размышляли, что делать дальше, Нина Георгиевна уже навела мосты дружбы: пела и плясала с американцами. Она коммуникабельна, очень общительна, что и с американцами быстро нашла общий язык».
Об одном зимнем увлечении Нины Георгиевны мы знаем из рассказов Галины Антиповны Уколовой, учителя биологии школы №1. Когда – то на месте нынешней Центральной котельной было озеро. Когда зимой оно замерзало, то получался каток. Зимой стадион не заливали водой. Тогда ещё молодые, семьи Дудченко и Уколовых любили приходить на этот каток кататься на коньках. Правда, по рассказу Галины Антиповны, она и Леонид Васильевич всё больше стояли на берегу, а Нина Георгиевна и Анатолий Иванович выписывали пируэты на льду.
Ещё одно хобби Нины Георгиевны – выращивание цветов. Очень многие с восхищением говорят о её плантациях гладиолусов и роз. Всего у неё было 240 сортов гладиолусов и 500 сортов роз. Сейчас, конечно, их количество уменьшилось, но всё в таком же порядке, как и раньше. О порядках на грядках Нины Георгиевны нам поведала её сестра Галина Георгиевна: «Если кто был у неё дома, то видел её цветники. Она давным-давно этим занимается. Когда в Маслянино розы были в диковинку, у Нины Георгиевны уже благоухал райский сад. И гладиолусы росли в нём». Но главное - это порядок в этом действе. Каждый гладиолус в саду Нины Георгиевны имел подпорку, что позволяло ему даже после самой большой непогоды не гнуться к земле, а гордо нести свой цветонос. К работе по посадке гладиолусов привлекалась семья. На каждом гладиолусе были бирки, сделанные из разглаженных крышечек, которыми закрывали бутылки с молоком и кефиром. Название сорта было выдавлено на этих крышках. Нам по секрету сказали, что к разглаживанию крышек привлекался Леонид Васильевич, муж Нины Георгиевны, серьёзный человек, возглавлявший ГАИ. Для хранения луковиц им же были сделаны ящики с ячейками. Для каждого сорта свой домик! При посадке луковиц велась запись в специальных книгах, тетрадях, блокнотах, в которой указывалось, что, например, на второй грядке в третьем ряду четвёртый и пятый цветок относится к такому – то сорту. Галина Георгиевна участник и свидетель этих гладиолусных мистерий.
И в продолжение темы о порядке Галина Георгиевна говорит: «Она чистюля. Только поел, она уже тарелку из рук, и тут же её моет».
Вот такая вот она Нина Георгиевна: яркая, активная, неунывающая. Многие также отметили её прямолинейность, если что-то не так, она скажет напрямик, причём так, что никто не обидится, да ещё и прислушается к советам. Интересное наблюдение: кого бы мы ни спросили сказать что – либо о Нине Георгиевне, все с готовностью и улыбкой соглашались, кто-то сам просил что-то написать о ней. Вот в этом и проявляется огромная любовь и уважение к этой удивительной женщине.
Чем дальше я узнавала Нину Георгиевну, тем всё больше меня мучил вопрос: «Что она умеет? Как она успевает?» На наш вопрос, что умеет делать Нина Георгиевна, её сестра Галина Георгиевна ответила: « Всё!».
Кроме того, что она умеет учить детей, она умеет шить, вязать, вышивать крестиком и гладью, петь, плясать, играть на гитаре, балалайке, аккордеоне, умеет сбрасывать снег с крыши, запрячь лошадь, умеет кататься на коньках, умеет на всю жизнь научить мыть пол, умеет быть потрясающим другом, умеет дом сделать уютным, умеет окружить заботой своих близких, умеет печь самые вкусные в мире котлеты, умеет ухаживать за животными, за деревьями, умеет пользоваться компьютером, умеет защищать своих учеников, умеет быть по – королевски красивой и щедрой, умеет выращивать самые прекрасные в Маслянино гладиолусы и розы и умеет их дарить людям. Сама Нина Георгиевна говорить об этом так: «В юности, когда пришлось работать в колхозе, то я могла выполнять любую работу, кроме работы председателя и бухгалтера».
И это речь идёт об учителе, о матери троих детей, о хозяйке дома! На вопрос, когда Вы всё успевали, Нина Георгиевна ответила, что «трудно, когда работы мало, то размышляешь, как её сделать. А когда ей конца не видно, то размышлять некогда. Раньше часа – двух ночи не ложилась спать. Вот всё и успевала». Наши собеседники, рассказывая о ней, называют её великой труженицей.
Мне удалось лично увидеться с Ниной Георгиевной уже после того, как мы поговорили с её друзьями, коллегами, родственниками и учениками. Моё первое впечатление строилось на их рассказах. И при нашей встрече, когда она пришла в школу, я не была разочарована. Как мне и обещали, я увидела молодую душой женщину, которая искрилась положительной энергией. Несмотря на то, что у неё украинские корни, и родители приехали с Украины, она очень похожа на цыганку. И в душе у неё есть что-то цыганское. Вот эта её контактность, открытость, пристрастие к песням и пляскам, есть в это толика цыганского характера. Первым её порывом было обнять нас. Потом она начала отвечать на наши вопросы. В своих ответах она не боялась смеяться над собой. И я по-хорошему ей завидую. У неё настолько интересная, необычная жизнь, что об этом стоит даже написать книгу. И вот таких учителей, равно, как и людей остаётся очень мало. Поэтому нам надо беречь Нину Георгиевну, любить её и уважать.
У нашей работы есть второе название – «Признание в любви». Кто – то из наших респондентов сказал на камеру, а кто – то посчитал нужным написать своё признание на листе бумаги.
Признание в любви или о том, каким должен быть Учитель.
«Скажите, Нина Георгиевна, каких своих учителей вы помните? Наверняка, это строгие или любящие пошутить учителя, либо очень умные или яркие… А если всё, что я перечислила, есть в одном учителе? Такого педагога не просто помнишь, а в какой-то мере стараешься ему подражать!
Все эти качества есть в Вас, Дорогой Мой Учитель! В школе для меня Вы были очень ярким и грамотным учителем. Ваше умение выглядеть красиво и необычно притягивало к себе словно магнит. Ваши наряды были один краше другого. Да и не они вовсе красили Вас, а Вы их. Ваши искрящиеся глаза, оптимизм, положительную энергетику нельзя было не заметить. А как было интересно слушать от Вас про страны и континенты, про климатические пояса и природные зоны… Хотя, если быть честной, я не всегда любила географию, а именно в те моменты, когда что-то не получалось. Но, наверно, это испытывает каждый школьник. Вы легко сглаживали все негативные моменты какой-нибудь шуткой или просто улыбкой. Не умея по-настоящему со злом ругаться, Вы очень тактично старались воспитывать в нас добропорядочных людей. Ваши наставления и наказания не оставляли в душе негативных эмоций, но заставляли задуматься и исправиться. Наверное, это и есть воспитание во благо!
Прошли годы…хотя Вы и оставили свой учительский пост, очень часто навещаете нас. Всё такая же ухоженная, яркая и жизнелюбивая! Хочется, чтобы вы приходили в родную школу чаще. Ваш оптимизм действительно заряжает, и как-то легко становится на душе от общения с Вами.
Я желаю Вам крепкого здоровья, пусть Ваши искрящиеся добром глаза не меркнут ещё долгие и долгие годы! Вы – тот самый эталон педагога, с которого стоит брать пример! Спасибо Вам за всё!»
С большим уважением, Ваша ученица
Огнева (Хасанова) Ирина
«Сорок лет знакомства»
«С Ниной Георгиевной меня связывает почти сорокалетнее знакомство.
Сначала почтительное уважение к учителю – профессионалу школы №1; затем признательность старшему коллеге, умеющему выслушать и посоветовать; позже восхищение старшим другом, прекрасной хозяйкой, умеющей щедро, радушно встретить гостей, и просто красивой женщиной, обладающей вкусом и своим стилем».
Tags: 1960-е, 1970-е
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments