Александр Майсурян (maysuryan) wrote in foto_history,
Александр Майсурян
maysuryan
foto_history

Categories:

К юбилею Ильи Репина. "Ни одного порядочного человека!"


Рисунок Л. М. (Межерепина). Журнал "Красный перец", 1923. "Большевики, пишущие ответ аглицкому керзону". Стоят: Будённый, главком Сергей Каменев, Лев Каменев, Раковский, Сталин, Зиновьев. Сидят: Рыков, Калинин, Радек, Красин, Бухарин, Чичерин, Троцкий, Демьян Бедный (спиной), Литвинов

5 августа исполняется 175 лет со дня рождения Ильи Ефимовича Репина (1844—1930). Творчество Репина великовато для любого поста, поэтому поговорю только об одной его картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». И даже не о ней в целом — это тоже тема почти неисчерпаемая, потому что художник работал над холстом почти 13 лет, а только о восприятии этой картины в СССР.
Надо сказать, что в советское время и картина Репина, и само письмо запорожцев к султану оставались чрезвычайно популярны. Так, в 1923 году сатирический журнал «Красный перец» опубликовал известный шарж «Большевики пишут письмо аглицкому керзону», на котором вожди большевиков изображались в образе репинских запорожцев. Нарисовал его постоянный художник журнала, подписывавшийся Л.М., а подписался в этот раз как «Л. Межерепин».
Сложно сказать, видели ли Ильф и Петров этот шарж, но очень похожая на него «картина» упомянута в их романе «Двенадцать стульев» (1927). Великий комбинатор Остап Бендер размышляет о «гениально задуманной картине «Большевики пишут письмо Чемберлену», по популярной картине художника Репина — «Запорожцы пишут письмо султану». В случае удачи этот вариант мог бы принести рублей четыреста... Могли встретиться чисто технические затруднения. Удобно ли будет рисовать т. Калинина в папахе и белой бурке, а т. Чичерина — голым по пояс. В случае чего можно, конечно, нарисовать всех персонажей картины в обычных костюмах, но это уже не то. — Не будет того эффекта! — произнёс Остап вслух.»
Но реальный художник, как видим, такими мелочами не смутился, и нарисовал полуголого Радека ещё в 1923-м... Шарж «Л. Межерепина» отлично передаёт дух, родственный духу запорожской вольницы, который существовал между большевиками в годы революции.
Дочь Сталина Светлана Аллилуева вспоминала, что в доме отца в 1953 году висела «в рамке, под стеклом, репродукция репинского «Ответа запорожцев султану», — отец обожал эту вещь, и очень любил повторять кому угодно непристойный текст этого самого ответа...» Висела там именно репродукция, даже не живописная копия. «А, впрочем, — что странного, — добавляла Светлана, — захотелось человеку, чтобы стены не были голыми; а повесить хоть одну из тысяч дарившихся ему картин, он не считал возможным». И по другим свидетельствам, Сталин долгое время носил с собой в кармане текст письма запорожцев и читал его при случае — со всеми нецензурными эпитетами. В.М. Молотов вспоминал: «Сталин иной раз в узком кругу вытаскивал из кармана письмо запорожцев турецкому султану — носил с собой несколько лет. «Е…ли мы эту Англию!» — все смеялись, конечно...»

В годы Великой Отечественной войны стал широко известен «Ответ партизана Ивана Гитлеру», написанный по мотивам письма запорожцев, примерно с таким же или ещё большим количеством «солёных» словечек и выражений. Начиналось это послание так: «Верховному Главнокомандующему Германии, ограбившему Францию, Голландию и Данию, обокравшему Бельгию и Австрию, Чехословакию и Норвегию, зачинщику мировой войны, подлому палачу нашей страны, сумасшедшему стратегу, вызывающему много смеху, эрзац-Наполеону, похожему на ворону, по-немецки фюреру Великому, по-русски бандиту дикому. Отставному ефрейтору — обер-сволочи Гитлеришке...»

Но вернёмся к самой картине Ильи Репина. После окончания Великой Отечественной войны в Москве проводилась конференция министров иностранных дел стран-союзников по антигитлеровской коалиции. Сталину стало известно, что глава британского МИДа Эрнест Бевин давно интересуется картиной Репина, как иллюстрацией к яркому эпизоду истории дипломатии и мечтает увидеть оригинал.
«Узнали мы, — рассказывал Молотов, — что Бевин, английский министр иностранных дел, неравнодушен к картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Ну и мы перед одним из заседаний министров иностранных дел великих держав сделали ему сюрприз: привезли из Третьяковки эту картину и повесили перед входом в комнату заседаний. Бевин остановился и долго смотрел на картину. Потом сказал: «Удивительно! Ни одного порядочного человека!».


Запорожцы. 1880—1891


Эрнест Бевин (1881—1951)

Иногда эту фразу министра переводят и как «Ни одного интеллигентного лица!». Однако в этом случае Бевин явно промахнулся: ведь в качестве натурщиков Репин брал цвет тогдашней русской интеллигенции. Или все они были недостаточно интеллигентны для министра...


Черчилль и Сталин во время переговоров
Tags: 1940-е, искусство, история СССР, карикатура, художники
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments